Богоматерь «Целительница» — кому помогает эта старинная икона, как к ней необходимо обращаться

Икона Божией Матери «ЦЕЛИТЕЛЬНИЦА»

На иконе Целительница Пресвятая Богородица изображена стоящей во весь рост у постели больного клирика, к которому явилась Сама Матерь Божия в ответ на горячую молитву и послала знамение Своей неизреченной любви и милости: больной получил совершенное исцеление, тотчас же пошел в церковь и, встав на клирос вместе с поющими, привел в изумление всех окружающих.

1 октября (18 сентября по старому стилю) Святая Церковь почитает образ Пресвятой Богородицы, именуемый «Целительница». Уже из самого названия видно, что история этой иконы связана с чудесами исцеления от различных болезней, на протяжении веков происходивших по молитвам людей перед Её святым образом.

Святой образ Пресвятой Богородицы, именуемый «Целительница», является одной из древнейших икон Божией Матери и относится ко временам святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии (4 век). Эта икона находилась в Цилканском храме в местности Карталинии.

Цилканский кафедральный храм

К сожалению, со временем древний образ был утерян. Сейчас трудно установить доподлинно, как выглядел грузинский оригинал. Вероятно, на нем была изображена Богородица, исцеляющая одного или нескольких болящих.

Так или иначе, иконы, на которых Пресвятая Дева предстоит перед взором молящихся в облике врача, склонившегося над одром больного, получили довольно широкое распространение и полюбились верующим.

В России получила известность другая икона Божией Матери «Целительница», история написания которой связана с чудесным событием, происшедшим в Москве в конце XVII столетия , и описанным в книге святителя Димитрия Ростовского «Руно Орошенное».

Один из церковнослужителей (певчий) Наварнинской церкви Викентий Бульвиненский имел благочестивую привычку при входе и выходе из церкви преклонять колена пред образом Божией Матери и произносить краткую молитву: «Радуйся, благодатная! Господь с Тобою! Блаженно чрево, носившее Христа, и сосцы, питавшие Господа Бога и Спаса нашего!» Однажды этот благочестивый клирик заболел опасной болезнью: у него начал гнить язык, и боль была настолько сильна, что он терял рассудок. Придя в себя, больной мысленно прочитал свою обыкновенную молитву к Богородице и тотчас у изголовья увидел прекрасного юношу. Это был Ангел-Хранитель. С состраданием взирая на больного, Ангел воззвал к Пресвятой Богородице, вознося Ей молитву об исцелении. Вдруг явилась Сама Матерь Божия и послала знамение Своей неизреченной милости: больной почувствовал себя совершенно здоровым, пошел в церковь и стал на клиросе вместе с поющими. Это чудо послужило поводом к написанию образа Богородицы «Целительница».

Икона изображает Божию Матерь, стоящую у постели больного клирика. На створах складня находятся изображения: на левом – Архангела Михаила, на правом – Архангела Гавриила, как бы поддерживающих икону.

Чудотворную икону поместили в Московском Алексеевском женском монастыре, находившимся тогда на месте Храма Христа Спасителя.

Алексеевский монастырь в Москве — не сохранившийся православный женский монастырь, находившийся на месте Храма Христа Спасителя

В 30-х годах XIX века в связи со строительством Храма Христа Спасителя монастырь был перемещен на Верхнюю Красносельскую улицу (Красное Село). После разорения Ново-Алексеевского монастыря большевиками в 1926 году, чудотворную икону передали в храм Воскресения Христова в Сокольниках (Кедровская церковь).

Существует много списков чудотворной иконы, обладающих такой же целитель­ной силой, как и оригинал. Например, в 1682 году по молитвам к одному из них выздоровела дочь коломенского священника, страдавшая тяжелой и неизлечимой болезнью спинного мозга. Это было большим чудом.

На некоторых списках чудотворного образа в нижней части помещен рассказ о чуде, похожий на текст, изложенный в сочинении святителя Димитрия Ростовского . На полях образа иногда присутствуют изображения святых мучеников бессребреников Космы и Дамиана, священномученика Антипы, епископа Пергамского, мучеников Кирика и Иулитты.

Чаще всего образ Пресвятой Богородицы «Целительница» встречается в больничных храмах и часовнях, богадельнях, палатах клиник. И неудивительно: ведь к кому же ещё, как не ко Христу и к Его Пречистой Матери в первую очередь обращаться верующему человеку в тяжелые минуты болезни и страданий?

Как правило, во имя иконы Божией Матери «Целительница» освящали храмы при больницах, где болящие могли помолиться Пресвятой Богородице об исцелении души и тела. В частности, в Москве во имя святого образа «Целительница» были освящены один из храмов Старо-Екатерининской больницы на Мещанской улице и домовая церковь при Полицейской больнице имени Императора Александра III, устроенная знаменитым доктором Гаазом. После революции они были закрыты, а здания перестроены.

В 1992 году в честь иконы «Целительница» был освящен новый Храм иконы Божией Матери Целительница при НИИ клинической психиатрии научного центра психического здоровья РАМН на Каширском шоссе (Москва, Каширское шоссе, 34). Помещение храма было построено в начале 80-х годов XX века для нужд НИИ и устроено средствами самого института и его сотрудников. Люди в скорбных жизненных обстоятельствах приходят помолиться в этот храм перед благодатной иконой Божией Матери.

Каждый день множество больных молится Богу и Божией Матери о выздоровлении, однако болезнь оставляет далеко не всех. Как это объяснять? В чем тайна тех людей, молитвы которых были услышаны? Как человеку молиться, чтобы Бог исполнил его просьбу?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, необходимо задуматься о смысле своей жизни. Если я живу только для себя — зачем я нужен в этом мире? Если я больше забочусь о своем теле, чем о своей душе — что мне останется, когда тело откажется мне служить? Болезнь — это не только боль и проблемы, но и шанс посмотреть на себя со стороны, переоценить свои ценности, сместить акценты, по-иному расставить жизненные приоритеты.

Не секрет, что чаще всего люди обращаются к Богу тогда, когда им плохо . Но обращение это может быть разным. Зачастую человек приходит в храм, ставит свечи и считает, что теперь Бог должен исполнить все его желания. А Бог никому ничего не должен.

Читайте также:
Чем поражает и впечатляет камень бриллиант

Вспомним чудо исцеления больного клирика, ставшее поводом к написанию иконы Божией Матери «Целительница». Прежде всего, поражает поведение болящего Викентия. В его молитве не было ни одного прошения. Клирик только лишь прославлял Бога и Деву Марию, благодарил Их и с радостью и мужеством ждал своей грядущей кончины. И исцеление этого человека, которое, вроде бы как, произошло исключительно по просьбе ангела-хранителя (ведь сам Викентий не просил о своем выздоровлении), по большому счету, было ничем иным, как ответом Богородицы на смирение болящего.

Когда нас посещает какая-то проблема или недуг, то первой реакцией чаще всего бывает именно ропот: «Господи, за что?», — спрашиваем мы у Неба. И молимся, чтобы полоса неудач скорее сменилась светлыми беспечальными днями. Викентий же явил совершенно иную поведенческую парадигму, и, даровав ему исцеление, Богородица, по сути, благословила его позицию, указав и нам некий образец поведения.

Второй, не менее примечательный момент: Дева Мария исцелила клирика не сразу, но лишь спустя некоторое время — когда он уже был при смерти. Святые отцы всегда предупреждали, что Господь лучше нас знает время, которое оптимально подходит для дарования нам любых благ. Эту прописную истину подтверждает и живой опыт Церкви, опыт простых людей, готовых сказать: «Господь все подает или не подает вовремя». Нам же остается лишь ждать. Однако ожидание это — не унылое безразличие, когда болезнь или скорбь воспринимается как печальный тупик и безнадега. Ожидание благ от Бога — это полное доверие Ему, и уверенность в том, что все подаваемое от Бога — благо. Такое ожидание и такое доверие, образец которых явил нам Викентий, и подражать которому призваны все христиане.

Вознесенное от чистого сердца любое прошение обязательно услышит Матерь Божия. И в самых тяжелых ситуациях люди обращаются к ней за помощью, как к последней надежде.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Молитва
Приими, о Всеблагословенная и Всемощная Госпоже Владычице Богородице Дево, сия молитвы, со слезами Тебе приносимыя от нас, недостойных раб Твоих, ко Твоему цельбоносному образу пение возсылающих со умиле­нием, яко Тебе Самой зде сущей и внемлющей молению нашему. По коемуждо бо прошению исполнение твориши, скорби облегчаеши, немощным здравие даруеши, разслабленныя и недужныя исцеляеши, от бесных бе­сы прогоняеши, обидимыя от бед из­бавлявши, прокаженныя очищаеши и малыя дети милуеши: еще же, Гос­поже Владычице Богородице, от уз и темниц свобождаеши и всякия многоразличныя страсти врачуеши: вся бо суть возможна ходатайством Тво­им к Сыну Твоему, Христу Богу на­шему. О Всепетая Мати, Пресвятая Богородице! Не престай молитися о нас, недостойных рабех Твоих, славящих Тя и почитающих Тя, и покло­няющихся со умилением Пречистому образу Твоему, и надежду имущих невозвратну и веру несумненну к Тебе, Приснодеве Преславней и Непорочней, ныне и присно и во веки веков Аминь.

Тропарь, глас 4
Яко Пресветлая Звездо, просия Божест­венными чудесы святый Твой образ «Целительнице», подаждь убо и нам, Богородице Марие, исцеление недугов душевных и те­лесных, спасение и велию милость.

Тропарь, глас 1
Любовию, Чистая Дево, Твою свя­тую икону почитающим и Божию Тя истинную Матерь прославляющим и вер­но поклоняющимтися Целительница явися, всякое зло и болезни от сих уда­ляющая, яко Всемогущая.

Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим святыя иконы Твоея чудесное отображение.

Икона Божией Матери «Целительница»

Многие люди со временем начинают говорить нечто подобное: главное здоровье. Только каждый понимает такое утверждение по-своему. Иногда для того, чтобы обратиться к Господу требуется тяжелый недуг, а иногда Господь исцеляет своих чад, являя милость. Известная икона Божией Матери «Целительница» связана именно с исцелением от недугов. Сама история этого образа рассказывает о том, как явилось чудо в этом мире. Многочисленные дальнейшие чудесные дела, которые творятся святым образом по сей день помогают верующим и укрепляют православных.

  1. Из истории иконы
  2. В чем помогает икона «Целительница»
  3. Молитва и акафист иконе «Целительница»
  4. Ин тропарь Божией Матери пред иконой Ее Целительница
  5. Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Целительница
  6. Кондак Божией Матери пред иконой Ее Целительница
  7. Молитва Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Целительница»

Из истории иконы

Первое упоминание об исцеляющей иконе Пресвятой Богородицы «Целительница» встречается в летописях, относящихся примерно к IV веку, ко времени равноапостольной Нины. Икона сохранилась в одном из старейших храмов, но сейчас неизвестно какой именно сюжет там описывался. Тем не менее есть более современный образ, который теперь тоже считается каноническим. В его основе лежит придание, в котором приветствуется об исцелении, оно подробно описано в сочинении Димитрия Ростовского «Руно Орошенное».

Встречаются различные варианты исполнения данной иконы: иногда внизу можно увидеть короткий сказ о произошедшем исцелении, очень напоминающий сказ служителя Дмитрия или на краях с разных сторон от нее просматриваются лики мучеников и святых. Помимо этого есть описание с изображаемыми там архангелами, в частности Михаилом и Гавриилом. Они помогают Богородице и также помогают верующим исцеляться и помогать помощь от этого святого образа.

Итак, более современная история относится к 18 веку, когда в Москве проживал некий Викентий Бульвенинский, который не особенно интересовался в чем помогает икона Богородицы «Целительница», но всегда активно молился перед этим образом, когда бывал в храме. Тем не менее Викентия постиг тяжелый недуг и ему оставалось только пребывать в постели и мучиться от различных болей. Викентий не отступал от веры и продолжал молить Богородицу, когда только обретал такую возможность и немного освобождался от боли.

Доктора не считали возможным излечить этого богослужителя. Он просто продолжал молитву и вот ему явилась Богородица прямо у кровати, фигура испускала свет. Викентий в итоге исцелился и сразу отправился в храм возносить там молитвы, по его повелению была создана Богородица «Целительница» икона, которая описывает сюжет чудесного исцеления.

Читайте также:
Амулеты на удачу и деньги — что необходимо знать

В чем помогает икона «Целительница»

Чаще других святой образ «Целительницы» удается видеть в храмах и церквях рядом с больницами.

Это сделано для того, чтобы люди, которых настигла болезнь, могли обратиться к Божьей Матери с просьбой дать сил, исцелить тело и душу. В этом и есть значение иконы. Наглядный пример тому самый известный из храмов Старо-Екатерининской больницы в Москве, который освещен в честь исцеляющей Пресвятой Богородицы и приход при госпитале Александра III. К сожалению эти строения не сохранились до настоящего времени. Во времена власти большевиков они перестали существовать, были перестроены.

Но в настоящее время стараются возродить старую традицию молитвы Божией Матери перед иконой «Целительница» и размещать образ в храмах рядом с больницами. Так в 1992 году во имя «Целительницы» прошло освящение новейшего храма при больнице НИИ Клинической психиатрии в Москве. Теперь, как и раньше, все кто нуждается в помощи Пресвятой Богородицы, всегда могут попросить ее об этом, Благодетельница никого не оставит в беде.

Также, если смотреть где в Москве находится икона «Целительница», то следует отметить храм в Сокольниках, Воскресения Христова. Именно там располагается почитаемый образ. Есть современные свидетельства об исцелениях, которые фиксируются и в настоящие дни, молитва перед этим образом дает исцеление от различных недугов и помогает верующим.

Далее будет описана каноническая молитва «Целительнице» иконе Божьей Матери, но также не всегда следует делать «по писанному», если вы хотите молиться своими словами и как-то прославлять этот образ.

Во времена тягостей следует с чистыми помыслами и искренне обращаться к этому образу для того, чтобы получить исцеление и помощь.

Помимо этого, многие предпочитают обращаться к этому святому лику при начале и в период любого лечения и по возможности для того, чтобы сохранять здоровье и веру в Господа.

Молитва и акафист иконе «Целительница»

Празднование иконы относится к 1 октября.

Ин тропарь Божией Матери пред иконой Ее Целительница

глас 1

Любовию, Чистая Дево, Твою святую икону почитающим/ и Божию Тя истинную Матерь прославляющим/ и верно поклоняющимтися/ Целительница явися,/ всякое зло и болезни от сих удаляющая,/ яко Всемогущая.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Целительница

глас 4

Яко Пресветлая Звездо, просия Божественными чудесы святый Твой образ, Целительнице, подаждь убо и нам, Богородице Марие, исцеление недугов душевных и телесных, спасение и велию милость.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Целительница

глас 6

Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву, и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Молитва Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Целительница»

О, Пресвятая Госпоже Царице Богородице, высшая всех небесных сил и святейшая всех святых! Припадаем и поклоняемся Тебе пред всечестным и цельбоносным образом Твоим, воспоминающе дивное явление Твое болящему клирику Викентию, и усердно молим Тя, всесильную рода нашего заступницу и помощницу: якоже древле подала исцеление тому клирику, тако и ныне исцели наша души и телеса, болезнующия ранами грехов и страстей многоразличных, избави нас от всяких напастей, бед, скорбей и вечнаго осуждения, сохрани от душепагубных учений и безверия, от льстивых и наглых нападений невидимых врагов, подаждь нам христианскую кончину, безболезненну, мирну, непостыдну, Святых Таин причастну и сподоби нас на нелицеприятнем судищи Христове стати одесную Всеправеднаго Судии и блаженный глас Его услышати: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира». Аминь.

Богоматерь «Целительница»: кому помогает эта старинная икона, как к ней необходимо обращаться

Я всегда думала, что подобные образы покупают перед операцией или когда в доме «поселяется» хроническая болезнь. А у меня «всего-то» не говорящий сын. Ему уже 4, а набор слов — десяток, не более. В таком возрасте это и болезнью назвать нельзя, хотя по невропатологам, психологам, лорам мы уже наездились.

Удивительно, но настоящий прогресс начался, когда бабушка принесла из церкви эту икону Богоматери.

Услышав новые слова сына и поняв, что это Небесная Мать помогает ему разговориться, я сначала много читала об этом образе в интернете, потом пошла в церковь и расспросила батюшку. Теперь советую иконку всем мамам, воюющим с «неговорунами».

По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро – пропустить невозможно!
Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)

История создания этой иконы

Московский священник Викентий, живущий здесь несколько веков назад, был очень честолюбивым. Стараясь угодить Небесной Деве своими деяниями, каждый раз, входя и выходя из храма, он читал Богородичную молитву.

Но ведь не словами (да еще и автоматическими) нужно служить Всецарице, а деяниями! Поэтому священник был наказан. Его язык поразил тяжелый недуг, сопровождающийся страшными болями.

Несчастный часто впадал в помрачение разума. А когда боль немного отпускала, он обращался к Деве, прося помиловать его. И он был не один: однажды Викентий увидел видение, в котором вместе с ним Богородице молился ангел.

Дева Мария помиловала своего слугу и сама пришла исцелить его, окруженная ярким светом.

Как только Викентий понял, что здоров, он бросился в церковь, встал на клирос и начал прославлять свою заступницу.

После этого и появилась эту чудесная икона.

Большинство иконописцев не забыли запечатлеть совершенное Богоматерью чудо, поместив в нижней части икон короткий рассказ о нем. Такой текст можно увидеть и на больших, висящих в храмах образах, и на крохотных карманных иконках.

Где она хранится в наши дни

На территории России этот лик Богородицы стал известным с 18 века.

Читайте также:
Сила ордынского амулета для привлечения денег

Сначала этому образу можно было поклониться в московском Алексеевском женском монастыре. Но в разгар войны с Наполеоном обитель была сожжена. К счастью, монахини успели спасти все святыни, спрятав их под землю.

А чтобы французы не искали иконы, желая разграбить оклады или попросту украсть старинные образа, на том месте монашки разбили госпиталь. Враги боялись туда даже приближаться, страшась заразиться инфекционными болезнями.

В 30 годах 19 века здесь воздвигли храм Христа Спасителя.

Во времена большевиков образ перенесли в храм Воскресения Христова (Сокольники). Именно здесь каждый желающий может поклониться иконе. Особенно желательно сделать это 1 октября — это официальный день почитания данной иконы.

О чем просят Целительницу, кому она помогает

  • Нетрудно догадаться, что в первую очередь Деве Марии молятся о здравии. Причем чаще обращаются не простуженные или отравившиеся люди, а страдающие от тяжкого, а часто и неизлечимого недуга. Одни просят избавить от болезни, другие — помочь перенести посылаемые им страдания.
  • Многие пары молят исцелить их от бесплодия, подарить долгожданного ребеночка.
  • Также «Целительница» может врачевать «болеющую» злобой, унынием, завистью и другими плохими помыслами душу.
  • Родители, бабушки и дедушки, а также крестные просят Божью Матерь помочь им воспитать ребенка хорошим человеком и истинным христианином.
  • Богоматерь просят оградить от нависающего над человеком несчастья.
  • Реже к иконе обращаются невинно осужденные и их родственники. Они верят: Дева Мария поможет справедливости восторжествовать и вернуть заключенного человека домой.

Просить можно (и нужно!) не только за себя. Если болеет либо оказался в беде близкий, ваша молитва тоже важна.

Как именно нужно молиться

Искренне и от души. Если человек не верит в Божье чудо и читает слова обращения к «Целительнице» автоматически (потому что мама попросила; потому что все так делают; потому что соседка сказала, что помогает), чудо вряд ли произойдет.

К небесным силам обращаются не скептики и не циники, а люди, которые могут понимать всю тяжесть свалившейся на них болезни, имеющие на руках массу больничных документов, в которых врачи расписываются в собственной некомпетентности. — но все же верящие, что Господь и Царица Небесная имеют достаточно сил для того, чтобы их излечить.

Вы можете говорить с иконой, как с близкой подругой или родственницей^ откровенно, просто, искренне.

Но лучше прочесть особенную молитву, созданную церковью для общения с «Целительницей».

Больше молитв (в том числе церковные тропари и кондаки) — в этом ролике:

Кроме того, если в вашем доме — недужий, вы можете:

  1. Чаще посещать храм, чтобы помолиться не в домашней обстановке, а вместе с мирянами (ведь все знают, что общая молитва сильнее, особенно если место «намоленное»). При этом не забывайте причащаться и каяться — когда ваша душа станет чище, и молитва полетит выше.
  2. Заказывать сорокоуст за здравие. Так о вашем родственнике или друге станет молиться священник, и делать это он будет на протяжении сорока дней.
  3. На Литургию подавать заздравные записки, куда вписывать и имя больного родственника (данное при крещении, без фамилии), и имена других живущих родных.
  4. Также из церкви можно принести святую водичку. Поите ею больного на голодный желудок, при этом читайте молитву.

Не опускайте рук, надейтесь на Небесную Деву, и она обязательно услышит и поможет!

Кстати, некоторые люди рассказывали, что во сне к ним приходила Богоматерь. Они получали от нее точные указания — в какой храм поехать, какой иконе поставить свечку. Такой визит не нужно игнорировать! Известно, что люди, которые тут же сделали все, подсказанное Девой Марией, исцелялись.

Икона Богородицы Целительница

Явление одной из древнейших икон Божией Матери «Целительница» произошло во времена святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии (IV век). Икона находилась в Цилканском храме в местности Карталинии.

Икона изображает Божию Матерь, стоящую у постели больного клирика. Иконографическим сюжетом для чудотворного образа послужило предание о чудесном исцелении, описанном в сочинении святителя Димитрия Ростовского «Руно Орошенное»:

«Случилось мне читать в книге Петра Дамиана такую вещь. Некий клирик Нивирнинской Церкви тяжко болел смертной болезнью. И был у него обычай каждый час, когда били часы, воздавать хвалу Пресвятой Богородице ангельским приветствием: «Радуйся, Благодатная!» — прилагая к тому некую к Ней молитву и творя это днем и ночью. Если же засыпал когда, то с боем часов пробуждался и совершал обычное моление. И столько Владычицу нашу почитал таким правильцем, сколько часов во дни и в ночи миновало.

И вот когда лежал он на одре болезни и готовился к смерти, является ему вдруг Пресвятая Владычица наша Богородица и, чуть приоткрыв девический Свой сосок и стиснув его, окропляет млеком уста болящего и становится невидима. От сего случившегося вскочил больной, быстро облекся в клирические свои ризы и побежал в церковь. Войдя в хор, он стал на своем месте посреди поющих клириков, изумляющихся и трепещущих от внезапной перемены в нем и негаданного выздоровления — ведь никто уже не чаял видеть его живым. Когда же спросили о причине его здравия, тогда открыл он пред всеми, прославляя Целебницу свою Премилостивую, как покропила Она уста его — следы того млека еще оставались на его устах… О, преславное чудо!

Ведь могла Премилосердная Целебница иным каким образом исцелить раба Своего, словом или прикосновением, однако этот странный способ врачевания явила: те уста Девическим покропила млеком, что каждый час Девицу Пречистую восхваляли, здесь еще, на земле, мзду воздавая им. Чтобы все, видя и слыша, возблагодарили едиными устами и единым сердцем препрославленную Деву Богородицу.»

Несмотря на то, что к Пресвятой Деве за помощью в исцелении от различных недугов верующие обращались издавна, в России лишь в конце XVIII века прославился список чудотворного образа под названием «Богоматерь Целительница», находившийся в Московском Алексеевском женском монастыре.

Читайте также:
Камень изумруд — цветовое великолепие с исцеляющим эффектом

В книге И. Токмакова «Историческое и археологическое описание Московского Алексеевского монастыря», изданной в 1889 году помещено описание чудотворной иконы «Целительница»: «Размером она небольшая: в вышину семь, а в ширину шесть вершков; помещена в серебряно-вызолоченный складень с эмалевыми украшениями. На створах складня находятся изображения: на левом – Архангела Михаила, на правом – Архангела Гавриила, как бы поддерживающих икону. Риза украшена множеством бриллиантов и других драгоценных камней; одежда на Богоматери сплошь низана жемчугом. Ценность украшений доходит до четырех тысяч руб.

Икона находится в Крестовоздвиженской церкви, в соборном монастырском храме, как иногда называют эту церковь, на южной стороне. Самый складень с иконою вставлен в каменном столбе, поддерживающем свод собора; пред иконою – особый помост, имеющий с двух сторон небольшие каменные ступени; перед иконою подсвечник с девятью лампадами».

В путеводителе «Москва Златоглавая» (УКИНО «Духовное преображение», М., 2007) указывается, что в 1930-х годах монастырь упразднили, а чудотворный образ был перенесен в храм Воскресения Христова, что в Сокольниках.

На некоторых списках чудотворного образа в нижней части помещен рассказ о чуде, похожий на текст, изложенный в сочинении святителя Димитрия Ростовского. На полях образа иногда присутствуют изображения святых мучеников бессребреников Космы и Дамиана, священномученика Антипы, епископа Пергамского, мучеников Кирика и Иулитты.

Как правило, во имя иконы Божией Матери «Целительница» освящали храмы при больницах, где болящие могли помолиться Пресвятой Богородице об исцелении души и тела. В частности, в Москве во имя святого образа «Целительница» были освящены один из храмов Старо-Екатерининской больницы на Мещанской улице и домовая церковь при Полицейской больнице имени Императора Александра III, устроенная знаменитым доктором Гаазом. После революции они были закрыты, а здания перестроены.

В 1992 году в честь иконы «Целительница» был освящен новый больничный храм при НИИ Клинической психиатрии на Каширском шоссе. Люди в скорбных жизненных обстоятельствах приходят помолиться в этот храм перед благодатной иконой Божией Матери.

Молитвы

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Целительница», глас 4

Я́ко Пресве́тлая Звездо́, просия́ Боже́ственными чудесы́ святы́й Твой о́браз, Цели́тельнице. Пода́ждь у́бо и нам, Богоро́дице Мари́е, исцеле́ние неду́гов душе́вных и теле́сных, спасе́ние и ве́лию ми́лость.

Перевод: Как преяркая Звезда, просиял Божественными чудесами святой Твой образ, Целительница. Подай и нам, Богородица Мария, исцеление болезней душевных и телесных, спасение и великую милость.

Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Целительница», глас 1

Любо́вию, Чи́стая Де́во,Твою́ святу́ю ико́ну почита́ющим,/ и Бо́жию Тя и́стинную Ма́теpь пpославля́ющим,/ и ве́pно поклоня́ющимтися/ Цели́тельница яви́ся,/ вся́кое зло и боле́зни от сих удаля́ющая,// я́ко Всемогу́щая.

Перевод: С любовью, Чистая Дева, Твою святую икону почитающим, и как истинную Матерь Божию Тебя прославляющим, и с верой поклоняющимся Тебе, стань Целительницей, всякое зло и болезни от них удаляющей, как Всемогущая.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Целительница», глас 6

Предста́тельство христиа́н непосты́дное, хода́тайство ко Творцу́ непрело́жное, не пре́зри гре́шных моле́ний гла́сы, но предвари́, я́ко Блага́я, на по́мощь нас, ве́рно зову́щих Ти; ускори́ на моли́тву и потщи́ся на умоле́ние, предста́тельствующи при́сно, Богоро́дице, чту́щих Тя.

Перевод: Защита христиан надежная, Ходатайство ко Творцу неизменное! Молитвенных голосов грешников не презри, но скоро приди, как Благая, на помощь нам, с верою взывающим Тебе: «Поспеши с заступлением и ускорь моление, Богородица, всегда защищая чтущих Тебя!»

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Целительница»

О, Пресвята́я Госпоже́ Цари́це Богоро́дице, вы́сшая все́х небе́сных си́л и святе́йшая все́х святы́х! Припа́даем и поклоня́емся Тебе́ пред всечестны́м и цельбоно́сным о́бразом Твои́м, воспомина́юще ди́вное явле́ние Твое́ боля́щему кли́рику Вике́нтию, и усе́рдно мо́лим Тя́, всеси́льную ро́да на́шего засту́пницу и помо́щницу: я́коже дре́вле подала́ исцеле́ние тому́ кли́рику, та́ко и ны́не исцели́ на́ша ду́ши и телеса́, боле́знующия ра́нами грехо́в и страсте́й многоразли́чных, изба́ви на́с от вся́ких напа́стей, бе́д, скорбе́й и ве́чнаго осужде́ния, сохрани́ от душепа́губных уче́ний и безве́рия, от льсти́вых и на́глых нападе́ний неви́димых враго́в, пода́ждь на́м христиа́нскую кончи́ну, безболе́зненну, ми́рну, непосты́дну, Святы́х Та́ин прича́стну и сподо́би на́с на нелицеприя́тнем суди́щи Христо́ве ста́ти одесну́ю Всепра́веднаго Судии́ и блаже́нный гла́с Его́ услы́шати: «Прииди́те, благослове́ннии Отца́ Моего́, насле́дуйте угото́ванное ва́м Ца́рствие от сложе́ния ми́ра». Ами́нь.

Описание и значение иконы Целительница, в чем помогает и тексты молитв

Православные христиане много веков почитают Богородицу. «Целительница» одна из икон, на которой запечатлен ее светлый лик. Верующие со словами молитвы обращаются к образу Матери Божией, прося святую освободить от тяжелого недуга свое бренное тело, страдающую душу или избавить от несчастья. Значение иконографии точно обозначено в названии.

История происхождения

Первые упоминания о чудодейственной силе образа Святой Божией Матери, запечатленного на православной иконе, относится к IV веку. Его написали в Иверии (территория современной Грузии), когда там жила Нина — известная христианская просветительница. Эта святая привела свой народ к православию.

В России тоже почитали образ, названный «Богоматерь Целительница». Он был создан в XVIII веке. За основу русской иконографии было взято чудесное знамение. Его подробно описал Дмитрий Ростовский (святитель). Он рассказал о чудесном исцелении неизлечимо больного церковного служителя в своей книге «Руно орошенное».

Описание и значение в православии

На полотне иконы в полный рост изображена пресвятая Богородица, исцеляющая безнадежного больного. Она стоит у постели немощного клирика, на ней красно-синие одежды, украшенные жемчугом, у головы нимб. На створках складня слева выписан образ Архангела Михаила, справа — Архангел Гавриил. Два святых словно поддерживают икону. Вся поверхность ризы складня украшена бриллиантами.

Первое чудо исцеления произошло с певчим из Наварнинской церкви. Звали его Викентий Бульвиненский. Он всегда входя в двери храма, падал ниц перед святым образом Богородицы, каждый раз произнося молитву. К несчастью он серьезно занемог. У больного загноился язык, он не мог издать ни одного звука, его мучили невыносимые боли. Временами клирик впадал в беспамятство.

Читайте также:
Какими мистическими свойствами вас удивит камень азурит: объясняем во всех подробностях

Каждый раз, приходя в сознание, он повторял в мыслях слова своей ежедневной молитвы. Однажды он увидел в изголовье своей кровати Ангела-Хранителя в образе прелестного юноши. Тот прочел молитву, прося исцелить больного. У кровати явилась сама Матерь Божия.

Она окропила своим молоком уста неизлечимо больного и исчезла. После этого певчий в одну секунду выздоровел, тут же отправился на службу в церковь, где к удивлению всех стал петь. Это чудо исцеления было запечатлено в сюжете иконы. Богословский смысл иконографии в том, что верующий должен непрестанно молить Богородицу об исцелении и ожидать его, не впадать в состояние уныния. Придет нужное время, и Господь ответит на просьбу, облеченную в молитву.

В чем помогает

«Целительница» прославилась целым рядом чудесных исцелений верующих от самых разных болезней. Поэтому ее списки есть во множестве церквей, расположенных вблизи больниц.

Исцеление от болезней разной тяжести

Верующие идут с молитвами к иконам с образом Божией Матери. Молясь, они просят избавить их от всяческих болезней. Икона облегчает лечение психических расстройств, сильнейших депрессий.

Излечение ран и травм

Лечение серьезных травм проходит успешно, если человек обращается со словами молитвы к Божией Матери.

Пострадавшим на войне

До революции во имя «Целительницы» освящали военные госпитали, в них солдат лечили от ран, полученных в сражении. Образом Богородицы освятили:

  • приход госпиталя Александра III;
  • в Москве храм, построенный при Старо-Екатерининской больнице.

До наших дней эти исторические строения не дошли. Традицию освящения возродили в 1992 году в Москве.

Иконой «Целительница» освятили новый храм, который возвели рядом с институтом Клинической психиатрии.

Помощь при родах и беременности

К образу святой обращаются, если не могут зачать ребенка. Икона помогает сохранить плод, выносить и благополучно родить младенца, избежать выкидыша. С «Целительницей» легче переносят токсикоз. Богоматерь может исцелить плод, находящийся в чреве матери, от тяжелого недуга.

Помощь в скорбях

Перед ликом святой люди молятся об усопших близких.

Защита от несчастий

Святой образ может защитить от несчастий. К нему обращаются в молитвах, если необходимо освободиться от любой зависимости (наркотики, алкоголь, курение, игры).

Как правильно молиться

Просящий должен обращаться к иконе с молитвой, идущей из глубины души. Искренность в общении с Божией Матерью является важным условием. У Святого образа можно просить исцеления себе или близкому человеку. Молиться можно на протяжении всего лечения. Описаны случаи, когда Богоматерь являлась к верующему, страдающему от боли, во сне. Она указывала ему на лик святого, которому тот должен усердно молиться. Больные, кто четко выполнял указания, чудесным образом исцелялись.

Молитвой нельзя заменить лечение. К врачам обращаться необходимо. Только Божия помощь и человек творят настоящие чудеса исцеления. Нельзя отказываться от назначенного лечения. Во время него нужно непрестанно произносить слова молитвы.

Икону «Целительница» можно поставить недалеко от постели больного.

Во время домашней молитвы:

  • зажечь перед образом церковную свечу;
  • можно молиться, не вставая с кровати;
  • сначала полностью погрузиться в себя, потом медленно говорить слова молитвы;
  • креститься дважды после прочтения каждой молитвы;
  • целовать руку или одежды образа на иконографии;
  • заканчивая молитву, перекреститься.

Если сложно, то необязательно дословно произносить молитву, можно обратиться к Божией Матери своими словами. В храме за близкого человека, который серьезно болен, стоит заказать водосвятный молебен, в записке написать имя болящего. Необходимо, чтобы он был крещеным. Богослужение проводят перед иконой Божией Матери «Целительница». После окончания богослужения набирают для больного святую воду. Он ее должен выпивать каждый день натощак перед молитвой.

Тексты

С благословения священника верующий может читать акафист Богородице и молитву иконе «Целительница» вне стен храма (дома, больничной палате). Тем, кто только начинает молиться и читать акафист, песнопения и саму молитву стоит прослушать в записи. Их печатные тексты есть в каждом молитвослове.

Молитва

«Прսмս, о Всеоблагословꬲнная ս Всꬲмощная Госпожꬲ Владычսца Богородսцꬲ Дꬲво, сսя молսтвы, со слезамս Тꬲбꬲ нынꬲ прսносսм от нас, нꬲдостойных раб Твоսх, ко Твоꬲму цꬲльбоносному образу пꬲниꬲ возсылающսх со умиленսꬲм, яко Тꬲбꬲ Самой здꬲ сущꬲй и внꬲмлющꬲй молꬲнսю нашꬲму.

По коꬲмуждо бо прошꬲнию սсполненսꬲ творսшս, скорбս облегчаешս, нꬲмощным здравսꬲ даруꬲшս, разслабленսя ս нꬲдужные սсцеляеши, от бꬲсных бꬲсы прогоняꬲши, обидимыꬲ от обսд սзбавляеши, прокажꬲнные очսщаеши ս малыꬲ дети мսлуеши; ꬲще же Госпожꬲ Владычицꬲ Богородице, и от уз ս темнսц освобождаешս ս всякսе многоразличսя страстս врачуешս, вся бо суть возможна ходотайством Твоսм к сыну Твоему, Христу Богу нашему.

О Всепетая Матս, Пресвятая Богородице! Не переставай молսться о нас, нꬲдостойных рабах Твоսх, славящսх Тя ս почսтающих Тя, ս поклоняющսхся с умսлением Пречսстому образу Твоꬲму, ս надежду սмущսх нꬲвозвратну ս веру нꬲсумнꬲнну к Тꬲбꬲ, Прսснодꬲвꬲ Прꬲславней и Нꬲпорочной, нынꬲ ս прսсно ս во вꬲкս вꬲков. Амսнь».

Акафист

Акафист это церковный гимн, прославляющий Богородицу. Он состоит из 13 хвалебных песен (кондаков) и 12 пространных песен (икосов). Сначала читается кондак, потом соответствующий икос. Пространные песни не читают отдельно от хвалебных. Песнопения здоровые люди всегда исполняют стоя, тяжелобольные произносят текст лежа. Древнегреческое слово акафист означает неседальное пение.

Последний кондак повторяют троекратно, это древняя традиция. В тексте 13 хвалебной песни звучат слова, обращенные к самой Божией Матери: «О Всꬲпꬲтая Мати Сладчайшꬲго Гoспoда нашꬲго Иcуcа Хриcта, мսлостивно прսми сиꬲ малоꬲ молꬲниꬲ нашꬲ, սзбав нас от всякսя напастս, болꬲзни и внꬲзапныя смꬲрти и сподоби нас наслꬲдниками бытии Царствия нꬲбесного и со всеми святымս воспꬲватս Cыну Твоꬲму ս Богу нашꬲму:Аллилуսа».

Чтение акафиста разрешено во все дни, кроме периода Великого поста. Зачитывать песни нужно утром. После троекратного чтения 13 кондака произнести текст первого икоса, первого кондака, после этого произнести молитву.

Читайте также:
Оберег Лунница и его значение

День празднования

Память иконы церковь празднует ежегодно. Святой день всегда приходится на одну и ту же дату — 1 октября. Уже много лет в России и других странах мира в этот день отмечают Международный день пожилых людей. Это символично.

Где находится оригинал

Грузинский оригинал «Целительницы» хранился в Карталинии (область современной Грузии). Его считали собственностью Цилканского кафедрального храма. Он был утерян. Сведения о нем отсутствуют.

Московскую икону, творящую чудеса исцеления, сначала хранили в Алексеевском женском монастыре.

Когда наступили 30-е годы 19-го века, ее перевезли в Красное село. Там она некоторое время провела в стенах Ново-Алексеевского монастыря. Позднее икону, творящую чудеса исцеления, передали на хранение в храм Воскресения Христова, он находится в Сокольниках.

Где можно найти известные списки

Известна чудодейственная сила списков. Копии с запечатленным на них образом Богородицы можно увидеть в палатах клиник, храмах и больничных часовнях, открытых при медицинских центрах. Молятся иконе во многих богадельнях. К Богородице люди обращаются с просьбами, когда им по-настоящему плохо. Они просят об исцелении. Не всех осчастливливает Божья Матерь своей помощью.

Она избавляет от недугов людей, которые думают о смысле жизни, благодарны за нее Богу, всегда прославляют Господа и Деву Марию. Как и в далекой древности, святая исцеляет болящих в ответ на их смирение. Во славу иконы «Целительница» в России построено несколько храмов:

  • Онкологический диспансер г. Пермь;
  • областная больница № 2 г. Тюмень;
  • Медицинский центр Центрального банка РФ.

Сюжет, изображаемый на списках, может отличаться в мелочах, но на всех, без исключения, Богородица стоит, протягивая к больному свою руку. На протяжении столетий Царица Небесная помогала страдающим от недугов христианам. Чудесные исцеления не редкость, они происходят и с нашими современниками.

Московская церковь во имя иконы Божией Матери «Целительница» при Старо-Екатерининской больнице

Икона Божией Матери Икона Божией Матери ’Целительница’

В старой Москве во имя иконы Божией Матери “Целительница” освящали, в основном, больничные церкви, где она являлась Покровительницей и Помощницей в исцелении душ и тел. Среди прочих московских клиник “Целительнице” были посвящены одна из церквей Старо-Екатерининской больницы на Мещанской улице, и домовая церковь при Полицейской больнице им Императора Александра III, устроенная доктором Гаазом. Обе они были закрыты после революции, и от них остались ныне лишь перестроенные помещения. В настоящее время действует новая больничная церковь во имя “Целительницы” при НИИ Клинической психиатрии на Каширском шоссе, открытая и освященная всего лишь в 1992 году.

История иконы “Целительница” ведет свое начало с IV века от Рождества Христова. Она находится в грузинской местности Карталинии, в Цикланском храме, а в Москве чудотворный список с этого образа хранился в Алексеевском женском монастыре. На иконе Богоматерь изображена стоящей у одра больного. Сюжетом “Целительницы” стало древнее церковное предание о чудесно исцеленном Самой Царицей Небесной человеке. Один благочестивый клирик всякий раз, когда входил в храм или выходил из него, преклонял колена перед образом Богородицы с возгласом: “Радуйся, Благодатная! Господь с тобою”, и с последующей молитвой, славящей Царицу Небесную. И однажды на него напала страшная болезнь, поразившая его язык, так, что случилось сильное нагноение, и человек не смог говорить. Страдая, он читал свою обычную молитву в уме, и раз увидел у своего изголовья прекрасного юношу, взиравшего на него с состраданием – это был его Ангел-Хранитель, который начал молить Пресвятую Богородицу исцелить болящего: “О премилосердная Госпоже! Таков ли должен быть плод благоговения к Тебе сего клирика? Это ли награда за каждодневное произношение им Тебе архангельского приветствия? Язык его, привыкший ублажать Тебя, ныне весь изъязвлен. О премилосердная! Обрати матерний Свой взор на сего страдальца и пощади его”. И по молитве Ангела у постели больного вдруг явилась сама Царица Небесная и, источив из груди Своей каплю млека, напоила ей уста болящего и сделалась невидимой. А больной клирик получил мгновенное исцеление, так что сразу же пошел в церковь и сам рассказал там о дарованном Чуде. Оно и было запечатлено в иконографии образа Богоматери “Целительница”.

А в 1682 году в России от этой иконы получила исцеление дочь коломенского священника, страдавшая неизлечимой болезнью спинного мозга.

Спустя еще столетие в Москве была основана Екатерининская больница, одну из домовых церквей которой впоследствии освятили во имя иконы “Целительницы”. К тому времени русская и московская медицина прошла долгий и трудный путь от первых ученых лекарей до создания городских больниц, и Екатерининская больница была достойной вехой на этом трудном пути.

История целительного дела в России зародилась на заре веков Киевской Руси. Известно, что первыми врачами на Руси были монахи. Принятие христианства положительно сказалось на зарождении русской медицины – ведь церкви, и особенно монастыри были в той глубокой древности очагами знаний и культуры, где человеку оказывалась помощь, и не только в целении души, но и тела. И там учились оказывать эту помощь. В 1091 году епископ переяславский Ефрем приказал строить при церквях больницы – в них лечили и приезжие греки, и русские монахи, которые овладевали тонким искусством врачевания. Первый русский иконописец, знаменитый Алипий, причисленный к лику святых, был еще и врачом: он умел лечить бич раннего средневековья – страшную проказу, и однажды спас от нее одного богатого киевлянина! Врачами были и основатель Киево-Печерской лавры св. Антоний и “безмездный”, то есть лечивший бесплатно, св. Агапит, исцелявший при дворе Владимира Мономаха.

Уже со времен Киевской Руси при дворе князей стали появляться иноземные врачи, в том числе и из Византии – страх перед смертельными недугами заставил русских правителей приглашать ученых лекарей, как это делали за границей. При св.Владимире Великом в Киеве появился врач Иоанн Смер Половчанин, который был настолько умен и образован, что князь даже отправил его с легендарным посольством на поиск лучшей веры для Руси – тогда и было принято христианство. С тех далеких времен повелось, что все главы государства, включая Лжедмитрия, выписывали себе заграничных врачей. Особенно расцвело это дело при великом князе Иване III – тогда в свите его знаменитой супруги, византийской царевны Софьи Палеолог, в Московию прибыли первые профессиональные, то есть дипломированные врачи.

Читайте также:
Амулет ловец снов — значение, фото, отзывы

При внуке Ивана III, Иване Грозном, врачебное дело было поставлено на государственном уровне. Медицина тогда уже была признана необходимой в русских высших сословиях. Если поначалу иноземные лекари приглашались только для членов семьи государя, и медицинское обслуживание было исключительно царской привилегией, то потом к услугам врачей стали обращаться и знатные бояре. Тем более, что ко времени Ивана Грозного относится первое письменное упоминание о “скорбутной болезни – цинге. А в 1551 году по инициативе царя и митрополита Московского на Стоглавом соборе принимается решение об учреждении богаделен для всех прокаженных и престарелых. За три года до смерти царя, в 1581 году из Англии прибыли доктор Якоби, которого Иоанну IV особо рекомендовала королева Елизавета, и аптекарь Яков Френшам, который открыл в Москве первую придворную аптеку, так называемую цареву, для обслуживания всех членов царской семьи.

При царе Михаиле Федоровиче Романове профессиональных врачей-иностранцев в Москве было уже много, но собственной медицины Россия еще не имела. Русские лекари и цирюльники, знавшие медицинское дело, получали образование или в иностранных школах или у приехавших в Россию лекарей, бравших их к себе в ученики. Однако медицинское обслуживание все же развивалось на государственном уровне. Тогда стали назначаться полковые лекари, и воинскому начальству отпускались денежные суммы на обязательные медицинские расходы.

Уже в 1620 году был учрежден Аптекарский Приказ, позднее переименованный в Аптекарскую палату. В нем заседало несколько медиков под председательством главного – архиатера, а ведал делами Приказа один из знатных бояр, который самолично назначал медиков и снабжал лекарствами воинские аптеки. Лекарства же выписывались из иностранных государств. Потом уже в Москве на Моховой улице, где находится Аудиторный корпус МГУ, и в подмосковном царском селе Измайлово были заведены собственные аптекарские сады. И еще лекарственные средства собирались по всей России в виде податей – ревень, поташ, солодковый корень, лечивший грудной кашель, из Астрахани, бадьян из Сибири.

А в 1654 году при Аптекарском приказе была открыта московская Медицинская школа с лекарским и костоправным отделением. В том же столетии боярин Федор Ртищев устроил в Москве первую гражданскую больницу, которая, возможно, находилась в районе Знаменки. Потом царь Федор Алексеевич в 1682 году приказал построить в Москве две “шпитальни” – то есть госпитали (от лат. hospitalis – гостеприимный): один в Знаменском монастыре на Варварке, другой на Гранатном дворе за Никитскими воротами, – “где больных лечить и врачей учить”. Это не было осуществлено из-за смерти государя, в которой, кстати, взбунтовавшиеся стрельцы обвинили придворных иноземных лекарей и убили их.

Брат Федора Алексеевича, Петр I открыл новую страницу в истории русской медицины. В 1701 году в его любимой Немецкой слободе Яков Грегори, сын знаменитого пастора-театрала, открыл первую частную (партикулярную) аптеку – в память о ней назван местный Аптекарский переулок.

А 25 мая 1706 года указом Петра близ той же Немецкой слободы, в Лефортово – “в пристойном месте, для лечения болящих людей” был основан знаменитый военный госпиталь, который сейчас носит имя Н.Бурденко. При нем открыли Хирургическую школу на 50 студенческих мест – экзамен там официально назывался истязанием. Новое учреждение должно было по мысли Петра совмещать медицинскую практику с обучением врачебному делу.

В декабре 1770 года именно в этом госпитале в Москве впервые появилась чума, которая свирепствовала два года и побывала, как война, практически в каждом доме: из 12 538 домов чумных было 9 тысяч. Именно чумной эпидемии, кардинально повлиявшей на государственную политику в области медицины, и была обязана своим появлением Екатерининская больница. “Моровая язва”, или “черная смерть” как называли в старину эту болезнь, была занесена в Москву, вероятно, во время войны с Турцией в 1768 году: русские войска вступили тогда в Молдавию, где и вспыхнула чума, а к 1771 году она добралась до Москвы.

Это был один из первых в истории Москвы случай поиска “террориста”- злоумышленника, так как сразу же пошел слух о том, что заразу намеренно пустил один из засланных перебежчиков. После Лефортовского госпиталя чума посетила Суконный двор на Софийской набережной в Замоскворечье – уже в центре Москвы. Чиновники пытались скрыть это бедствие, не помышляя о масштабах, которые оно приобретет впоследствии – ведь болезнь угрожала замосквореченским фабрикам закрытием и убытками, а рабочим – принудительным карантином. В итоге умерших стали тайно хоронить по ночам, а живые, когда карантин все же ввели, разбежались прочь: и зараза начала свое шествие по городу, который быстро охватили отчаяние и паника.

Тогда вымерла половина населения Москвы. Печально знаменитые “мортусы” с мешками на головах, с прорезанными дырами для глаз и рта, вербуемые из каторжников, собирали мертвые тела и хоронили их без отпевания. 11 сентября 1771 года вспыхнул Чумной бунт. Императрица выслала в Москву Григория Орлова с чрезвычайными полномочиями для усмирения, а помогал ему в том сам Николай Архаров, будущий легендарный обер-полицмейстер Москвы: его архаровцы, полицейский полк из восьми батальонов, который составлял московскую полицейскую стражу, долго еще наводили ужас на обывателей. Власти приняли неслыханные меры – закрыли все 18 застав Камер-Коллежского вала, на окраинах города расставили карантины с больницами, а за мародерство и хищение вещей из чумных домов назначили смертную казнь.

Читайте также:
Камень селенит — магические и целительные свойства

Когда чума утихла в Москве, напуганная императрица выбила медаль в честь графа Орлова и принялась за реорганизацию московской медицинской системы, благотворительности и социальной помощи. По всей России вменялось строить больницы, сиротские дома, богадельни и создавать систему “общественного призрения” – это были и зачатки социальной медицины в России.

Екатерина II решила продемонстрировать ее образец на примере Москвы. А именно: создать в Москве крупную народную больницу гражданского ведомства – до тех пор такой была только небольшая Павловская, в Замоскворечье. 12 августа 1775 года императрица издала указ, предписывающий московскому обер-полицмейстеру Н.П.Архарову учредить под ведомством полиции “особую больницу”, чтобы милостию сей пользовались “бедные безгласные”: отставные солдаты без пенсиона, неимущие отставные чиновники и духовные лица, их жены, увечные престарелые обоего пола. Все эти категории подлежали бесплатному лечению на казенный счет, а за плату разрешалось лечить и “добровольно приходящих” – то есть обращавшихся за врачебной помощью простых москвичей.

Новая московская больница, названная по имени основательницы Екатерининской, открылась 19 июня 1776 года на Мещанской улице (ныне ул. Щепкина, 61/2). Здесь, в малонаселенной окраине близ Крестовской заставы еще в феврале 1772 года был открыт один из городских чумных карантинов – в его деревянных зданиях и разместили эту больницу на 150 коек. Сразу по открытии освятили первую больничную домовую церковь во имя иконы Божией Матери “Всех Скорбящих Радость”, тоже деревянную. (Только в 1899 году ее перестроили каменной, с шатром.) А для отпевания покойных в конце XIX века при анатомическом театре была выстроена вторая деревянная церковь, во имя иконы “Целительница” и освящена в мае 1881 года. Раньше это была обыкновенная положенная часовня.

Между основанием этих двух больничных церквей произошли глобальные изменения в самой больнице. В 1833 году ее перевели в роскошное здание на Страстном бульваре, построенное еще Матвеем Казаковым – прежде там была усадьба Голицыных, а потом московский Английский клуб, восхитивший когда-то Стендаля. И больница на Страстном стала именоваться Ново-Екатерининской. Ее домовая церковь была освящена во имя св. мученицы Екатерины, – по тезоименитству создательницы больницы, императрицы Екатерины II, а вторая церковь для отпевания – во имя св. Александра Невского, построенная только в 1872 году. Ново-Екатерининская стала клинической больницей медицинского факультета Московского университета, где проходил студенческую практику А.П.Чехов, а также очень популярной городской больницей – в ней работали такие светила русской медицины, как доктор Ф.И.Иноземцев, произведший первую в России операцию под наркозом и терапевт Г.А.Захарьин, лечивший Льва Толстого.

А судьба Старо-Екатерининской больницы на Мещанской сложилась иначе – в 1835 году она была отдана под арестантскую больницу Бутырской тюрьмы, и ее заведующим стал “святой доктор” Ф.П. Гааз. Однако в 1841 году в Москве разразилась очередная инфекционная эпидемия, и в больницу на Мещанской стали поступать больные из работных домов и беднейшие жители города. Так, что уже в 1843 году она получила официальный статус “больницы для чернорабочих”. Прошение о ее новом профилировании было подано на том основании, что немногочисленные городские больницы и отделения для простого народа переполнены, и неимущие больные рабочие, “не находя себе здесь приюта”, уходят из Москвы в свои селения и умирают по дороге. Ведь все они в основном были выходцами из деревень и малых городов.

Уже в 1844 году больные арестанты были окончательно переведены из Старо-Екатерининской больницы в новую клинику, открытую доктором Гаазом на собственные средства в Малом Казенном переулке близ Земляного Вала. Эта клиника получила потом название полицейской больницы им. императора Александра III. Ее домовая церковь тоже была освящена во имя иконы “Целительницы”, и это в то время, когда в самой Старо-Екатерининской больнице такой церкви еще не существовало. С переводом арестантов в новую клинику Старо-Екатерининская окончательно стала городской больницей для чернорабочих, и во второй половине XIX века были выстроены ее новые кирпичные корпуса.

Полностью бесплатной она не была. За больницу власти установили сбор по 70 копеек серебром в год с каждого чернорабочего, к коим относились мастеровые, фабричные, ремесленные, мануфактурные рабочие, землекопы, каменщики, печники, извозчики и даже лакеи. Это подобие “медицинского страхования” было введено одновременно с получением вида на жительство – или, выражаясь современным языком, московской регистрации для иногородних, приезжавших в Москву на заработки. Каждый прибывший в Москву должен был явиться в контору адресов с паспортом, внести плату в 70 копеек за “гарантированное” медицинское обслуживание и получить “адресный билет” – без платы можно было получить такую регистрацию только на один месяц. И хотя позднее плата поднялась до рубля, а потом и до рубля с четвертью, средств все равно не хватало: разница между доходами от уплаты больничного сбора и расходами по содержанию больницы составляла в 150 тысяч рублей, которую покрывал город из своего бюджета.

Однако нуждавшихся в больнице было множество, чему способствовала отмена крепостного права, когда в Москву хлынул поток наемной рабочей силы из деревень и провинциальных городов. Старо-Екатерининская клиника даже открывала свои филиалы, которые затем обратились в самостоятельные городские больницы – такие, как Яузская и Басманная.

В сентябре 1874 году в Старо-Екатерининскую больницу был доставлен рабочий, повредивший ногу в самой первой аварии на московской конно-железной дороге – конки появились на городских улицах в 1872 году. Поскольку лошади, тащившие вагон, не могли сами поворачивать его на крутых поворотах, властям приходилось расставлять на путях специальных рабочих, которые лопатами, кирками и прочими инструментами обеспечивали вагону плавный поворот, но велик был риск травматизма.

В 1891 году в Старо-Екатерининской больнице было открыто “родовспомогательное” отделение – до революции это был самый крупный московский роддом, которым заведовал Г.Л.Грауэрман, чье имя долгое время носил знаменитый роддом №7 на Новом Арбате. В Старо-Екатерининской больнице начинали свою деятельность известные московские доктора Ф.И.Гетье и В.Н.Розанов – после революции оба стали лечащими врачами Ленина и других кремлевских жителей. Доктор Гетье, окончивший Московский университет, два года почти бесплатно проработал в Старо-Екатерининской больнице, чтобы иметь возможность экстерном получить второе образование – сам сенатор Плеве оказал ему протекцию. Потом Гетье стал первым главным врачом открытой незадолго до революции Солдатенковской (ныне Боткинской) больницы, устроенной в 1910 году по завещанию и на средства московского текстильного короля К.Т. Солдатенкова,

Читайте также:
Камень сардоникс — общая информация, лечебные и магические характеристики

С именем доктора Гетье, после революции приглашенного лечить и консультировать в Кремль, историки связывают начало той самой “изоляции” Ленина, которая столь мучительно будет сопровождать конец его жизни. Ведь именно по рекомендации Гетье еще в августе 21 года Ленин сам попросил у ЦК внеочередной отпуск с правом посещать заседания Совнаркома и Политбюро – и тем самым, “всполошив” соратников, передал себя под бдительную опеку врачей и товарищей. А вскоре Гетье уже сам делал на правительственном заседании доклад о состоянии здоровья Ленина и о врачебных рекомендациях. Ленину же оставалось лишь исполнять их.

И сотрудник Гетье по Лечебно-Санитарному управлению Кремля, профессор Розанов прошел той же стезей – окончив Московский университет, он начинал свою деятельность в Старо-Екатерининской больнице, потом был приглашен в Солдатенковскую помощником главного врача и затем в Кремль. Как ведущий хирург, он был вызван в августе 1918 года лечить раненого Ленина, а потом делал ему операцию по извлечению пули – именно эта пуля когда-то экспонировалась в музее Ленина. Потом Розанов констатировал смерть Надежды Аллилуевой от самоубийства и оставил о том медицинское заключение, рассекреченное и опубликованное только в 1998 году.

В советское время были ликвидированы все домовые церкви, не исключая и больничные. Оба храма Старо-Екатерининской больницы были закрыты и полуразрушены, с храма “Целительницы” сбили крест и обратили его в Бюро Судебно-медицинской экспертизы. Потом и по настоящее время там разместился Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. Владимирского (МОНИКИ)

Зато совсем недавно, в 1992 году во имя иконы “Целительница” устроили новую больничную домовую церковь при НИИ Клинической Психиатрии на Каширском Шоссе, которую освятил сам Святейший Патриарх – это одна из первых московских церквей, устроенных впервые, а не из числа восстановленных дореволюционных. Сотрудники института выделили в современном здании, возведенном в позднее советское время, помещение и обустроили его под церковь, возрождая старинные православные традиции московской медицины. Теперь и больные, и врачи могут молиться в ней Заступнице о помощи и исцелении.

Каталог икон на сайте PravIcon.com

Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых

  • Начальная страница
  • Иконы Богородицы
  • Иконы Христа
  • Иконы Ангелов
  • Иконы Святых

Меню сайта

Пользователь

&nbspИкона Пресвятой Богородицы “Целительница”

Икона «Целительница».

Статус в православии: Православная икона, упомянута в месяцеслове.

Дни празднования:

  • 1 октября (18 сентября по старому стилю)

Рейтинг иконы в этом году: 0 (в прошлом: 2).
Если это Ваша любимая икона, проголосуйте за нее!

Раздел основан участником [tol] 2009-11-10.

Описание иконы Целительница
Источник: Диск “Православный церковный календарь 2011” издательства Московской Патриархии [2011]
Явление одной из древнейших икон Божией Матери «Целительница» произошло во времена святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии (IV век). Икона находилась в Цилканском храме в местности Карталинии. Несмотря на то, что к Пресвятой Деве за помощью в исцелении от различных недугов верующие обращались издавна, лишь в конце XVIII века в России прославился список чудотворного образа под названием «Богоматерь Целительница», находившийся в московском Алексеевском женском монастыре. Икона изображает Божию Матерь, стоящую у постели больного клирика. Иконографическим сюжетом для чудотворного образа послужило предание о чудесном исцелении, описанном в сочинении святителя Димитрия Ростовского «Руно Орошенное». Некий Викентий Бульвиненский, клирик Невернинской Церкви, при каждом входе и выходе из храма преклонял колени перед образом Божией Матери и произносил молитву: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Блаженно чрево, носившее Христа, и сосцы, питавшие Господа Бога и Спаса нашего[. ]

Икона Целительница – описание
Источник: Сайт “Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы”, автор – Валерий Мельников [2011]
История написания иконы связана с чудесным событием, происшедшим в Москве в конце XVIII столетия. Один из церковнослужителей, Викентий Бульвенинский, имел благочестивую привычку при входе в церковь и при выходе из неё преклонять колени перед образом Пресвятой Богородицы и произносить краткую молитву: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Блаженно чрево, носившее Христа, и сосцы, питавшие Господа Бога, Спасителя нашего!» И вот однажды Викентий тяжело заболел: у него почернел язык, и страшные боли доводили его до беспамятства. Как-то, придя в себя после очередного приступа боли, он прочитал свою обыкновенную молитву к Богородице и тотчас увидел у своего изголовья ангела, который вместе с ним стал возносить молитвы к Божией Матери, прося Её исцелить болящего. По окончании молитвы ангела в необычном свете явилась Сама Богородица и исцелила больного. Почувствовав себя совершенно здоровым, Викентий поднялся с постели и пошёл в церковь. Встав на клиросе, он начал петь со всеми, чем пр[. ]

Описание иконы Целительница из книги Е. Поселянина
Источник: Книга “Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон” [1914]
Она принадлежит к числу наиболее древних и современна св. Нине, просветительнице Грузии, жившей в IV веке. Находится она в Карталинии, в Цикланском храме. Другая икона Богоматери того же имени находится в Московском Алексеевском женском монастыре и прославилась чудесами в конце XVIII столетия. В книге св. Димитрия Ростовского «Руно орошенное» содержится рассказ о следующем чудесном знамении Богоматери. Один из клириков Наварнинской церкви, по имени Викентий Бульвиненский, имел благочестивую привычку при входе в церковь и выходе из нее преклонять колена перед образом Божией Матери и произносить следующую краткую молитву: — Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Блаженно чрево, носившее Христа, и сосцы, питавшие Господа Бога и Спасителя нашего! Однажды этот благочестивый клирик заболел опасной и мучительной болезнью: у него начал гнить язык, и боль была настолько сильна, что он терял рассудок. Придя в себя, больной в уме прочитал свою обыкновенную молитву к Богоматери и тотча[. ]

Читайте также:
Камень шунгит — свойства и применение

Молитва Пресвятой Богородице перед иконой Целительница
Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой “Целительница” Приими, о Всеблагословенная и Всемощная Госпоже Владычице Богородице Дево, сия молитвы, со слезами Тебе приносимыя от нас, недостойных раб Твоих, ко Твоему цельбоносному образу пе[. ]

Тропарь, кондак, величание Пресвятой Богородице перед иконой Целительница
Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой “Целительница” Тропарь, глас 4 Яко Пресветлая Звездо, просия Божественными чудесы святый Твой образ “Целительнице”, подаждь убо и нам, Богородице Марие, исцеле-ние недугов душевных и телесных, сп[. ]

Акафист Пресвятой Богородице перед иконой Целительница
Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой “Целительница” Кондак 1 Избранной от всех родов Преcвятей Деве Богородице, явившей-ся иногда клирику болящу во еже исцелити его от болезни лютыя, похвальныя приносим пения: Ты же Все[. ]

Изображения иконы Целительница

Notice: Trying to access array offset on value of type null in /var/www/user393418/data/www/pravicon/icon.html on line 312
Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон.

Страницы: [1] 2. Всего изображений: 32. Сортировка: в обычном порядке.

Файл 2644.jpg: |
Размер: 1037×1181, 1.22 MPix, 674 Kb.
Дата: 2009-11-10, анонимно.

Рейтинг изображения: 46 (1411) , 5 (188) .

Файл 2645.jpg: |
Размер: 1036×1356, 1.4 MPix, 211 Kb.
Дата: 2009-11-10, анонимно.

Рейтинг изображения: 27 (784) , 0 (85) .

Файл 2646.jpg: |
Размер: 443×693, 0.31 MPix, 94 Kb.
Дата: 2009-11-10, анонимно.

Рейтинг изображения: 26 (660) , 2 (109) .

Файл 2647.jpg: |
Размер: 381×567, 0.22 MPix, 103 Kb.
Дата: 2009-11-10, анонимно.

Рейтинг изображения: 25 (601) , 1 (93) .

Файл 2648.jpg: |
Размер: 595×686, 0.41 MPix, 110 Kb.
Дата: 2009-11-10, анонимно.

Рейтинг изображения: 18 (446) , 0 (59) .

Файл 2649.jpg: |
Размер: 698×913, 0.64 MPix, 612 Kb.
Дата: 2009-11-10, анонимно.

Рейтинг изображения: 19 (553) , 0 (74) .

Файл 2650.jpg: |
Размер: 351×450, 0.16 MPix, 464 Kb.
Дата: 2009-11-10, анонимно.

Рейтинг изображения: 18 (636) , 0 (112) .

Файл 2651.jpg: |
Размер: 147×180, 0.03 MPix, 10 Kb.
Дата: 2009-11-10, анонимно.

Рейтинг изображения: 19 (476) , 0 (90) .

Файл 2652.jpg: |
Размер: 361×450, 0.16 MPix, 40 Kb.
Дата: 2009-11-10, анонимно.

Рейтинг изображения: 22 (517) , 1 (76) .

Файл 11619.jpg: |
Размер: 353×450, 0.16 MPix, 72 Kb.
Дата: 2010-08-12, анонимно.

Рейтинг изображения: 16 (400) , 0 (62) .

Описание: Мироточивая икона Целительница. Церковь иконы Божией Матери “Знамение” в Царском Селе.

Файл 16811.jpg: |
Размер: 250×459, 0.11 MPix, 20 Kb.
Дата: 2012-03-28, анонимно.

Рейтинг изображения: 24 (474) , 1 (48) .

Описание: Центральная Россия, кон. XIXв..jpg

Файл 19277.jpg: |
Размер: 499×600, 0.3 MPix, 164 Kb.
Дата: 2012-08-20, анонимно.

Рейтинг изображения: 26 (483) , 0 (54) .

Файл 21775.jpg: |
Размер: 640×1279, 0.82 MPix, 102 Kb.
Дата: 2013-07-14, участник [marmetil].

Рейтинг изображения: 29 (513) , 0 (67) .

Файл 21776.jpg: |
Размер: 460×611, 0.28 MPix, 64 Kb.
Дата: 2013-07-14, участник [marmetil].

Рейтинг изображения: 32 (484) , 0 (76) .

Описание: celitelnica_ierusalimskaja.jpg

Файл 25416.jpg: |
Размер: 455×557, 0.25 MPix, 158 Kb.
Дата: 2015-07-26, анонимно.

Рейтинг изображения: 25 (134) , 0 (7) .

Описание: БОГОМАТЕРЬ ЦЕЛИТЕЛЬНИЦА Конец XIX века. Гуслицы (?) Дерево, темпера. КП 5159 Сюжет иконы восходит к католическому преданию, ставшему известным в России благодаря сочинениям свт. Димитрия Ростовского «Руно Орошенное» и архиепископа Иоанна Максимовича «Богородице Дево». В них повествуется о некоем клирике Викентии Бульвиненском, из французского города Невера, который, входя в храм и выходя из него, постоянно молился Богоматери со словами: «Радуйся, благодатная! Господь с тобою! Блаженно чрев[. ]

Файл 27281.jpg: |
Размер: 787×960, 0.76 MPix, 205 Kb.
Дата: 2016-05-27, анонимно.

Рейтинг изображения: 31 (142) , 0 (6) .

Файл 28187.jpg: |
Размер: 2304×3072, 7.08 MPix, 1608 Kb.
Дата: 2016-11-10, участник [Milla].

Рейтинг изображения: 24 (99) , 0 (5) .

Файл 28760.jpg: |
Размер: 4919×5894, 28.99 MPix, 17271 Kb.
Дата: 2017-02-07, участник [Milla].

Рейтинг изображения: 29 (152) , 0 (4) .

Описание: Пресвятая Богородица Целительница. XIX век. Дерево, левкас, темпера, золочение. 23 х 17,5 см. Частное собрание.

Файл 29811.jpg: |
Размер: 600×800, 0.48 MPix, 186 Kb.
Дата: 2017-09-17, анонимно.

Рейтинг изображения: 24 (99) , 0 (5) .

Файл 30666.jpg: |
Размер: 761×1000, 0.76 MPix, 154 Kb.
Дата: 2017-12-04, участник [WOLAND].

Рейтинг изображения: 16 (77) , 0 (2) .

Файл 31545.jpg: |
Размер: 794×1055, 0.84 MPix, 182 Kb.
Дата: 2018-03-27, участник [WOLAND].

Рейтинг изображения: 23 (97) , 1 (6) .

Описание: Икона Чудо пресвятая богородица. Вторая половина XVIII века. Материал, техника: серебро, бриллианты, рубины, дерево, золочение, чеканка, резьба. 21,7 х 15,7 см. Место создания: Россия. Государственный исторический музей.

Файл 32152.jpg: |
Размер: 507×690, 0.35 MPix, 195 Kb.
Дата: 2018-06-21, анонимно.

Рейтинг изображения: 22 (79) , 0 (2) .

Описание: Храм в честь иконы Божьей Матери «Целительница», Краснодар.

Файл 32153.jpg: |
Размер: 532×800, 0.43 MPix, 198 Kb.
Дата: 2018-06-21, анонимно.

Рейтинг изображения: 24 (74) , 0 (2) .

Описание: Образ Пресвятой Богородицы Исцелительницы. XVIII век. Частное собрание.

Файл 32154.jpg: |
Размер: 621×733, 0.46 MPix, 183 Kb.
Дата: 2018-06-21, анонимно.

Рейтинг изображения: 27 (76) , 0 (2) .

Описание: Целительница Пресвятая Богородица. XIX век. Дерево, левкас, темпера. 30,5 х 26,5 см. Частное собрание.

Файл 32155.jpg: |
Размер: 843×1000, 0.84 MPix, 311 Kb.
Дата: 2018-06-21, анонимно.

Рейтинг изображения: 25 (53) , 0 (1) .

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: