Сонник Юнга — описание и особенности толкования

Значение снов по соннику Карла Юнга

Сонник Юнга

Карл Густав Юнг (1875-1961), один из выдающихся психологов и психиатров из Швейцарии, именно он заложил фундамент аналитической психологии, одного из важнейших направлений психологии как науки.

Факты о становлении автора

Шесть лет своей жизни Юнг посвятил работе в психиатрической клинике в Цюрихе, ассистировал Эйгену Блейеру, одному из лучших психиатров. Именно Юнг выявил метод свободных ассоциации, который имеет ключевое значение в психиатрии. С 1907 года Карл Юнг был одним из приближенных к Зигмунду Фрейду людей. В течение пяти лет председательствовал в Международном психиатрическом обществе. Но по прошествии некоторого времени взгляды Юнга и Фрейда несколько разошлись, что привело к разрыву некогда близких отношений. Первый имел свое мнение по поводу понимания либидо в качестве психологической подпитки и отрицал сексуальную этиологию неврозов.

  • А
  • Д
  • З
  • И
  • Н
  • О
  • П
  • С
  • У
  • Э
  • Автомобиль
  • Алкоголь
  • Дом
  • Землетрясение
  • Змея
  • Инцест
  • Несчастье
  • Оплакивание
  • Преследование
  • Смерть
  • Убийство
  • Экзамен

В 1912 году увидел свет труд «Метаморфозы и символы либидо», в которой Юнг представил в качестве постулата то, что психика индивида включает в себя коллективное бессознательное, как проекцию знаний предыдущих поколений, которая компилируется в строении мозга. Коллективное подсознательное представлялось в виде совокупности архетипов, которые создают мифологические образы, творческие начала, символов из снов. Традиционное восприятие не имеет способности познавать суть архетипов, потому проецирует их на объекты.

Особенности сонника Юнга

Архетип «самости» имеет основное значение, по утверждению Юнга. Автор утверждал, что данный архетип является ответственным за потенциал личности, являясь абсолютно обособленным от понятия Эго. Юнг подчеркивал, что именно обряды и ритуалы поддерживают связь уровней психики в классическом понимании культуры.

Гюстав Юнг выделил две функции сновидений: компенсация дисбаланса внешней среды и содействие индивидуальному развитию за счет представления предположительные варианты развития событий будущего.

Кроме того, Юнг делил сны на субъективные и объективные, а также дифференцировал субъективный и объективный подходы к их трактовке. Так объективные сны выражают обыденность сновидца, а субъективные — представляют собой выражение внутреннего мира спящего. Нельзя не отметить и то, что автор выделял в сновидениях четыре основных этапа – экспозицию, развитие сюжета, кульминацию и лизис (спокойное разрешение).

Автор подчеркивал то, что сновидения способны поддерживать комплексное содержание коллективного бессознательного в контексте конкретной личности. Иными словами есть некие образы, которые индивид способен познать лишь на бессознательном уровне, а осуществляется это именно с помощью сновидений. Знание верной трактовки этих образов позволяет дать верное толкование сна.

Гюстав Юнг на практике убедился в том, что образы в снах его пациентов довольно часто были попросту не знакомы им, но они, вероятно, являлись выражением символов, относимых к мифам и приданиям культуры в мировом масштабе. Расшифровка индивидуального смысла таких символов в рамках культурологического знания и символизма, по мнению автора, способна стать подспорьем к качественно новому уровню толкованию снов. Именно этот подход является основополагающим для сонника Юнга. Данный сонник несомненно имеет свой специфический подход к трактовке сна.

К сожалению, скачать «Сонник Юнга» нельзя, предлагаем вам скачать бесплатно сонники других авторов.

Сонник Юнга: описание и особенности толкования

Человеческий мозг является уникальным органом, который до конца не изучен. Он неустанно работает с момента нашего рождения и «выключается» только после смерти. Во время сна активируются скрытые области мозга, благодаря которым мы получаем информацию в виде образов, вот только расшифровать без необходимых знаний будет сложно. Я всегда верила, что сновидения – это не просто сюжетный ряд, который мозг проецирует на основе пережитых событий, а подсознание передаёт важные сигналы. Сонник Юнга полностью подтвердил мою теорию и научил правильно расшифровывать получаемую информацию.

История создания толкователя

Карл Густав Юнг родился в Швейцарии в 1875 год, в семье пастора реформаторской церкви. Повзрослев, он не захотел пойти по стопам отца, а решил наследовать деда и прадеда, которые были врачами. Юнг поступил в университет в Базеле и успешно окончил медицинский факультет. Затем в 1900 году он отправился в Цюрих, устроился в психиатрическую клинику, где проработал 6 лет на должности ассистента уважаемого психиатра Э. Блейера.

За время своей практики Густав разработал метод свободных ассоциаций, на основе которого была создана аналитическая психология. Данное направление в глубинной психологии поспособствовало её развитию как науке. Кроме того, открытие Юнга повлияло и на ряд других научных отраслей, например, культурологию, этнологию, педагогику.

По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро – пропустить невозможно!
Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)

Переломным моментом в жизни Густава стало знакомство с Фрейдом, с которым он сотрудничал на протяжении 5 лет. Молодой психиатр в своих работах часто опирался на знания и опыт своего более компетентного коллеги, но со временем его мнение начало меняться. После многочисленных исследований Юнг обнаружил недочёты и несоответствия в утверждениях Зигмунда, поэтому начал работать совершенно в ином направлении, чтобы доказать собственные теории и предположения.

Читайте также:
Приснилась маленькая девочка — значение по различным сонникам

За годы своей жизни Густав написал множество книг, обзоров и диссертаций, но одним из наиболее популярных его изданий стал толкователь сновидений. В его основу легла теория о существовании в человеческой психике индивидуального и коллективного бессознательного. Причём первое является отражением личных качеств и особенностей каждого индивида, а во втором – опыт и знания прежних поколений. Иными словами, сны содержат важные символы, называемые архетипами, которые кроют в себе важную информацию, передаваемую подсознанием к сознанию человека.

Для обычных людей значение архетипов непонятны, т.к. они обычно связаны с мифологией и древней историей. Именно поэтому во время сна можно увидеть совершенно несуразные вещи, которые на самом деле полны смысла. Правильная расшифровка символов и сюжетов может подсказать человеку выход из текущей жизненной ситуации, а также расскажет о ближайшем будущем.

Описание сонника

По мнению Юнга, сны являются важной составляющей нашей жизни, ведь они помогают восстанавливать эмоциональный баланс и развивать психические функции. Но, кроме того, они могут помочь найти ответы на важные вопросы и даже предупредить о каком-либо событии, которое произойдёт в ближайшем будущем. Главное, научиться правильно распознавать увиденные во снах символы, которые, по мнению Густава, имеют исключительно индивидуальное значение для каждого человека.

Юнг изучал сновидения и архетипы более 50 лет и пришёл к выводу, что увиденные картинки обычно являются мифическими образами, относящимися к определённому древнему народу. Естественно, если человек далёк от истории и мифологии, то ему не под силу понять информацию, которую пытается передать подсознание.

Швейцарский психолог разделяет сны на 2 типа:

  1. Объективные. Сюжет относится непосредственно к человеку и отражает реальных персонажей. К примеру, отец – это отец, сестра – это сестра.
  2. Субъективные. Олицетворяет один из аспектов самого сновидца, его черты характера либо неведомые ранее стороны личности.

Если толкование первого типа сновидений предельно понятно, то со вторым могут возникнуть сложности. Причём Юнг утверждает, что не каждый человек готов принять то, что увидит, ведь некоторые сюжеты могут оказаться пугающими. Например, приснившийся сумасшедший убийца, нападающий на людей, указывает на садистские наклонности и убийственные импульсы сновидца. Кроме того, гештальт-терапевты считают, что о подобных скрытых аспектах личности свидетельствуют не только личности, но и неодушевлённые предметы.

Густав приводил следующие примеры архетипов субъективных снов, которые отражают определённую сторону личности:

  1. Персона – образ, который сновидец показывает окружающим, но он не является его настоящим «я».
  2. Тень – слабая часть натуры, провоцирующая негативные стороны характера, такие как злость или завистливость.
  3. Ребёнок или ангел – истинное «я» человека, уязвимое и спонтанное. Нередко указывает на высокий скрытый потенциал личности.
  4. Мудрец – это может быть священник, странник или отец. Такой архетип символизирует мудрость и силу духа.
  5. Великая мать – является во снах в виде матери, ведьмы, королевы или принцессы и указывает на плодородие, развитие и рост, как личностный, так и карьерный.

Зная, что означает тот или иной архетип, человек научится распознавать скрытые установки своего подсознания, а также активирует ранее отключённые аспекты своей личности. Таким образом он достигнет целостного понимания собственного «я» и обретёт полный контроль над своим подсознанием и жизнью в целом.

Несмотря на то, что Густав в своём соннике присвоил универсальное значение некоторым символам, он считал, что при толковании снов необходимо учитывать весь увиденный сюжет и личную ситуацию сновидца. В таком случае человек сможет найти ответы на тревожащие его вопросы и понять, как улучшить своё нынешнее положение.

Описание сонника Юнга и особенности толкования снов

Человечий мозг является неповторимым органом, который до конца не исследован. Он неустанно работает с момента нашего рождения, и «выключается» лишь опосля погибели. Во время сна активизируются сокрытые области мозга, благодаря которым мы получаем информацию в виде образов, вот лишь расшифровать без нужных познаний будет трудно. Я постоянно веровала, что сновидения – это не попросту сюжетный ряд, который мозг проецирует на базе пережитых событий, а подсознание передаёт принципиальные сигналы. Сонник Юнга вполне подтвердил мою теорию и обучил верно расшифровывать получаемую информацию.

История сотворения толкователя

Карл Густав Юнг родился в Швейцарии в 1875 год, в семье пастора реформаторской церкви. Повзрослев, он не возжелал пойти по стопам отца, а решил наследовать деда и прадеда, которые были медиками. Юнг поступил в институт в Базеле и удачно закончил мед факультет. Потом, в 1900 году, он отправился в Цюрих, устроился в психиатрическую клинику, где проработал 6 лет на должности помощника почетаемого психиатра Э. Блейера.

За время собственной практики Густав разработал способ вольных ассоциаций, на базе которого была сотворена аналитическая психология. Данное направление в глубинной психологии поспособствовало её развитию, как науке. Не считая того, открытие Юнга воздействовало и на ряд остальных научных отраслей, к примеру, культурологию, этнологию, педагогику.

Переломным моментом в жизни Густава сделалось знакомство с Фрейдом, с которым он сотрудничал в протяжении 5-ти лет. Юный психиатр в собственных работах нередко опирался на познания и опыт собственного наиболее осведомленного сотруднику, но с течением времени его мировоззрение начало изменяться. Опосля бессчетных исследовательских работ Юнг нашел недочёты и несоответствия в утверждениях Зигмунда, потому начал работать совсем в ином направлении, чтоб обосновать собственные теории и догадки.

Читайте также:
К чему снится кладбище и могилы родственников: разбираем все нюансы

За годы собственной жизни Густав написал огромное количество книжек, обзоров и диссертаций, но одним из более фаворитных его изданий стал толкователь сновидений. В его базу легла теория о существовании в людской психике персонально и коллективное безотчетное. Причём в 1-ое является отражением личных свойств и особенностей всякого индивидума, а во 2-м – опыта и познаний прежних поколений. Другими словами, сны содержат принципиальные знаки, именуемые архетипами, которые кроют внутри себя важную информацию, передаваемую подсознанием к сознанию человека.

Для обыденных людей значение архетипов непонятны, т.к. они обычно соединены с мифологией и старой историей. Конкретно потому во время сна можно узреть совсем непонятные вещи, которые по сути полны смысла. Правильна расшифровка знаков и сюжетов может дать подсказку человеку выход из текущей актуальной ситуации, также скажет о не далеком будущем.

Описание сонника

По воззрению Юнга сны являются принципиальной составляющей нашей жизни, ведь они помогают восстанавливать чувственный баланс и развивать психологические функции. Но, не считая того, они могут посодействовать отыскать ответы на принципиальные вопросцы, и даже предупредить о каком-либо событии, которое произойдёт в не далеком будущем. Основное, научиться верно распознавать увиденные во снах знаки, которые, по воззрению Густава, имеют только личное значение для всякого человека.

Юнг изучал сновидения и архетипы наиболее 50-ти лет, и пришёл к выводу, что увиденные рисунки обычно являются сказочными видами, относящимися к определённому старому народу. Естественно, если человек далёк от истории и мифологии, то ему не под силу осознать информацию, которую пробует передать подсознание.

Швейцарский психолог делит сны на 2 типа:

  • Конкретные. Сюжет относится конкретно к человеку и отражает настоящих персонажей. Например, отец – это отец, сестра – это сестра.
  • Личные. Олицетворяет один из качеств самого сновидца, его черты нрава, или неизвестные ранее стороны личности.

    Если истолкование первого типа сновидений максимально понятен, то со вторым могут появиться трудности. Причём Юнг утверждает, что не любой человек готов принять то, что увидит, ведь некие сюжеты могут оказаться пугающими. К примеру, приснившийся безумный убийца, нападающий на людей, показывает на садистские наклонности и убийственные импульсы сновидца. Не считая того, гештальт-терапевты считают, что о схожих укрытых качествах личности свидетельствуют не только лишь личности, а и неодушевлённые предметы.

    Густав приводил последующие примеры архетипов личных снов, которые отражают определённую сторону личности:

  • Личность – образ, который сновидец указывает окружающим, но он не является его реальным «я».
  • Тень – слабенькая часть натуры, провоцирующая нехорошие стороны нрава, такие как злоба либо завистливость.
  • Ребёнок либо ангел – настоящее «я» человека, уязвимое и спонтанное. Не изредка показывает на высочайший сокрытый потенциал личности.
  • Мудрец – это быть может священник, странник либо отец. Таковой архетип символизирует мудрость и силу духа.
  • Величавая мама – является во снах в виде мамы, колдуньи, царицы либо принцессы, и показывает на плодородие, развитие и рост, как личностный, так и служебный.

    Зная, что значит тот либо другой архетип, человек научится распознавать сокрытые установки собственного подсознания, также активирует ранее отключённые нюансы собственной личности. Таковым образом, он достигнет целостного осознания собственного «я» и обретёт полный контроль над своим подсознанием и жизнью в целом.

    Невзирая на то, что Густав в своём соннике присвоил всепригодное значение неким символам, он считал, что при истолковании снов нужно учесть весь увиденный сюжет и личную ситуацию сновидца. В таком случае человек сумеет отыскать ответы на тревожащие его вопросцы, и осознать, как сделать лучше своё сегодняшнее положение.

    Сонник : к чему снятся женщине или мужчине

    Мы подошли к самой сути теории Юнга о сновидениях. Его ключевая гипотеза заключалась в том, что абсолютно все сны являются компенсацией. Роль сновидения состоит в том, что оно изменяет, уравновешивает и корректирует сознание, таким образом восстанавливается психический баланс, что в конечном итоге ведет к целостности. Сон компенсирует те аспекты личности, которыми мы пренебрегаем, и вносит равновесие в любую одностороннюю позицию. Например, застенчивый и незаметный мужчина часто видел сны о великих исторических деятелях, таких как Наполеон и Александр Македонский. Такие яркие встречи с историческими знаменитостями компенсировали его чувство собственной незначительности, которое всегда заставляло его вежливо держаться в тени.

    Для чего нужны сны по Юнгу?

    Компенсирующая функция сновидений — это психическое средство саморегуляции. Тело стремится поддерживать постоянную температуру, оно потеет, когда температура поднимается, или дрожит, когда температура падает. Так и психика стремится обрести индивидуальность, что становится возможным, только когда все ее компоненты находятся в равновесии и обретают целостность. Компенсация становится проявлением организующей, целенаправленной функции бессознательного, которое ощущает неустойчивость сознательной позиции. Оно находит или создает символы сновидения, которые могут урегулировать и уравновесить ситуацию, и таким образом, следуя указаниям бессознательного, сознание может достичь большей полноты.

    Читайте также:
    Спускаться вниз по лестнице во сне: предсказание сонников

    Юнг оспаривал утверждение, что сны просто воспроизводят события предыдущего дня. Сны редко повторяют события в точности. Они округляют, добавляют или вычитают что–то. Юнг полагал, что такая трансформация — добавление, вычитание или округление (абсурдность сновидения) — носит компенсирующий характер. Компенсация расширяет фрейдистские представления об осуществлении желаний. Обе концепции признают, что часть содержания сновидений отвергается сознанием. Тем не менее их отличие состоит в том, что юнгианское сновидение стремится к целостности через гармонию и равновесие, а фрейдистское сновидение опускается до удовлетворения детских желаний. Первое предполагает интеллектуальную оценку, которая не нуждается в пересмотре, оно изобретательно и подвижно, а второе — слепой автомат.

    С точки зрения Юнга, материал, полученный из бессознательного, может восприниматься даже болезненно, потому что бессознательное показывает спящему неприятные аспекты его жизни, на которые сам человек не хотел бы обращать внимание. Сны выражают то, что эго не знает или не понимает.

    Классификация снов по Юнгу

    Желая понять сновидение, Юнг всегда считал правильным спросить: какие позиции сознания требуют компенсации? Хотя компенсирующие сновидения и преобладают, существуют и другие сны. Они могут быть проспективными, архетипическими, экстрасенсорными или травматическими.

    Прогнозирующие (проспективные) сны

    Возможно, самые многочисленные некомпенсирующие сновидения — это прогнозирующие, или проспективные, сны. Они также служат развитию личности, поскольку приходят, когда сознательная позиция слишком слаба, а бессознательное пытается показать спящему последствия, к которым это может привести. Предсказание — это одна из форм предупреждения. Психика заглядывает в будущее, чтобы узнать, что произойдет, если события будут развиваться в том же направлении. По мнению Юнга, «сны подготавливают, возвещают или предупреждают некоторые ситуации часто задолго до того, как они действительно произойдут. Это необязательно чудо или предсказание. Большинство критических или опасных ситуаций проявляется не сразу, только сознание ничего о них не знает. Секрет могут выдать сны».

    Проспективный сон, говорил Юнг «происходит из слияния подсознательных элементов, и потому это комбинация всех ощущений, мыслей и чувств, которые сознание не регистрирует по причине слабой концентрации». Нет ничего более пророческого, чем медицинский диагноз или прогноз погоды. Они являются просто прогнозирующей комбинацией, которая может совпасть с фактическим положением вещей, но необязательно во всех деталях.

    Например, вам может присниться, что деревянная лестница в вашем доме рухнула, а спустя два дня она действительно рушится. Для юнгианца это не пророческий сон. Это пример прогнозирующего сна. Сложно отрицать, что, когда вы ходили вверх и вниз по лестнице, вы могли услышать едва различимый треск или подсознательно почувствовать, как лестница чуть содрогается под вашим весом. Тогда это не вещий сон, а только вывод, предупреждающая конфиденциальная информация, полученная телом и зарегистрированная ниже уровня сознания.

    Предупреждающие сны можно сравнить «с подготовительными упражнениями, или с черновым наброском, или с приблизительным планом на будущее». Это возможно, потому что психика в этой ситуации учитывает оба фактора — и сознательный, и бессознательный. Психика вооружена даром предвидения и может знать наперед, к какому заключению придут эти силы. Поступая так, она может разрешить даже чрезвычайно сложный конфликт или подготовить человека к будущей ситуации. Сон может быть как позитивным, так и негативным по содержанию, может предвещать необычайную удачу или катастрофу.

    Архетипические (большие) сны

    Некоторые сновидения выходят за рамки того, что представляется важным для личности. Такие сны часто используют неожиданные и даже непостижимые символы (абсурдность сновидений), и их отношение к спящему трудно понять. Эти сны часто отличаются живостью образов, которая захватывает внимание. Люди годами хранят память о таких сновидениях и считают их своим богатством. Это архетипические сны. Их отличает уникальность, потрясающая сверхъестественность; эстетически богатая структура; геометрический, схожий с мандалой рисунок, мифологическое и метафизическое мышление; сильнейшее чувство понимания смысла, который они несут в себе.

    Архетипические сны приходят из коллективного бессознательного и появляются в символической форме снова и снова в мифах, религиозных мотивах и сновидениях. Часто такие сны создают особый смысловой контекст, поскольку они являются ярчайшим невербальным и потому невыразимым опытом. Даже если сон непонятен, он обогащает опыт человека, потому что он больше похож на самодостаточные и осознанные видения, а не на лоскутное покрывало наших привычных снов, которые участвуют в реорганизации памяти.

    Архетипические сны обладают тем, что Юнг называл «космическое качество»: мы ощущаем бесконечность времени и пространства; с потрясающей скоростью преодолеваем огромные дистанции и, как комета, летим через пространство; парим над Землей; встречаемся с личными богами и богинями; наше собственное «Я» расширяется до такой степени, что мы покидаем тесные пределы индивидуальности и обнимаем все сущее. Архетипические сны посещают человека в основном в самые важные, переходные моменты жизни. Они приходят во времена особого душевного подъема или неуверенности и направляют процесс индивидуации к достижению большей целостности нашей личности.

    Как понять архетипические сны?

    Чтобы понять такие сновидения, Юнг предлагал обращаться к историческим и мифологическим аналогиям или к развернутому описанию, при котором ассоциации становятся имперсональными, а не вращаются вокруг мелких деталей сна. Традиционно некоторые люди чувствуют необходимость скрывать архетипические сны как «драгоценную тайну». А другие, особенно поэты и рассказчики, ощущают огромное желание рассказать об этих снах. Может быть, они хотят поделиться ими, потому что такие сновидения обладают всеобщим смыслом и отражают общечеловеческие проблемы? Или они верят, что, бесконечно повторяясь в архетипических снах, вечное напоминает нам о себе?

    Читайте также:
    Умываюсь во сне — толкование по разным сонникам

    Однако необходимо подчеркнуть, что чисто архетипический сон в некотором роде заблуждение. Несмотря на архетипическое содержание, во сне почти всегда присутствует некий личный элемент. Возможно, более правильно рассматривать не архетипические сновидения, а архетипические образы или мотивы, которые составляют сон. Сновидение, в котором есть один или несколько таких элементов, требует развернутого архетипического описания.

    Юнг считал сновидение психической реакцией сознания на реальную ситуацию — события, мысли, эмоции, надежды, страхи и конфликты, которые переполняют жизнь каждого человека. Сон, говорил он, всегда содержит бессознательное дополнение или аспект, компенсирующий текущую жизненную ситуацию человека. Сознательная ситуация обычно возникает из опыта столкновения с комплексом или в результате проблемы, о которой сложилось неверное суждение. Ошибочными могут быть решение, позиция по отношению к другому человеку или самооценка.

    Важность сознательной ситуации в анализе сновидений проявляется, когда одинаковые образы возникают в сновидениях разных людей. Можно ли интерпретировать такие образы одинаково для всех сновидений? Как Артемидор почти две тысячи лет тому назад, Юнг заявил, что обстоятельства спящего определяют анализ.

    Как интерпретировать разные типы снов по Юнгу – метод объективной и субъективной трактовки

    Когда контекст сна установлен, необходимо определить уровень, на котором сон станет понятным. Юнг утверждал, что сны можно интерпретировать как на субъективном, так и на объективном уровне. Субъективная интерпретация в этом контексте не имеет привычного оттенка чего–то мнимого, личного или иллюзорного. Вопрос стоит так: фигуры людей и событий предстают во сне такими же, как и в реальной жизни, или они отражают грани личности спящего?

    Фигура считается объективной, когда появляется во сне как реальный человек, который находится в реальных отношениях со спящим. Она субъективна, когда ее появление во сне отражает какую–то часть личности самого спящего. Объективный подход используется, если фигура сна — это человек, который важен для спящего, таким человеком предположительно может быть член его семьи или близкий друг. Но если фигура сна не особенно важна для спящего, предпочтительно использовать субъективный подход. Дальние родственники, если человек их давно не видел, исторические персонажи и даже незнакомые фигуры при интерпретации сновидения будут трактоваться субъективно. Эти люди становятся персонификацией какой–то части личности спящего.

    Другой критерий для выбора объективной или субъективной интерпретации — это манера, в которой изображается фигура сна. Если некто хорошо знакомый спящему проявляется с фотографической точностью ( таким как есть), фигура сна интерпретируется объективно. Но если сон рисует фигуру неточно, то заведомо ложные черты, скорее всего, принадлежат самому спящему или отражают его поведение в конкретной ситуации.

    Кроме того, очень важны эмоции, связанные с фигурой сна. Когда во сне в качестве важной фигуры появляется человек, с которым спящий ощущает сильную эмоциональную связь в реальной жизни, субъективная интерпретация будет более предпочтительна. Фрейд называл такой перенос эмоционального заряда маскировкой. Но для Юнга это способ отделить эмоции от человека, чтобы обнаружить ошибочную или неадекватную позицию. «Например, когда важный для спящего человек появляется во сне как раб, бессознательное, возможно, напоминает спящему, что этот человек не настолько всесилен, как спящий сознательно верил».

    Субъективная интерпретация сновидений уже не столь противоречива, как тогда, когда Юнг впервые предложил ее в качестве альтернативы объективному подходу, тогда преобладавшему. Фрейдистский анализ трактует содержание сновидения в терминах нашего повседневного опыта, который непосредственно или в виде импульса направлен на других людей или внешние объекты. Многие из современных теоретиков сновидений, включая самих неофрейдистов, стали все больше использовать субъективную интерпретацию. Юнг был первым аналитиком, предложившим особый критерий для определения того, как следует понимать сон — объективно или субъективно.

    Трактовка снов по Юнгу с помощью расширения прямых ассоциаций

    Для понимания образов сновидения Юнг использовал метод расширения прямых ассоциаций, а не технику свободных ассоциаций, предложенную Фрейдом. В последнем случае, если во сне человек увидел быка, серия последовательных ассоциаций могла выглядеть следующим образом: корова, молоко, бутылка, ребенок, плачет, голодный. Согласно Юнгу, этот метод приводит к тому, что ум свободно блуждает, уводя человека в сторону от изначальных образов сна. Его метод прямой ассоциации не позволяет потоку мыслей отклоняться, снова и снова возвращая его к оригинальному образу.

    Этот метод приводит человека к тому, что ассоциируется с самим образом быка — большой, сильный, опасный, племенной бык, — пока ассоциации не достигнут точки, где смысл образа сможет проявиться. Юнг соглашался, что свободные ассоциации могут привести к ценным психологическим открытиям, но эти открытия часто не имеют ничего общего с посланием, которое несет сон. Точно так же можно выбрать в словаре любое случайное слово и использовать его как начальный образ.

    Читайте также:
    Что значит видеть нос во сне: нюансы расшифровки по сонникам

    Юнг предпочитал расширение образов сновидения, технику, которая выявляет более широкий, а потому более глубокий смысл символов тем, что помещает их в мифологический и сверхличностный контекст. Первый шаг — изучение личных ассоциаций, связанных с образом сна, скажем, с образом быка. На следующем шаге определяется культурный смысл, связанный с этим образом. Образ быка для испанца обычно связан с кровавой схваткой и отличается по смыслу от того же образа в восприятии индуса, который каждый день видит, как быки свободно бродят по улицам. На более глубоком уровне расширения можно попытаться обнаружить архетипы, связанные образом.

    В третьей фазе аналитику могут помочь конкретные сказки, мифы или религиозные практики. Для индуса это может быть бык Нанди, который нес на себе бога Шиву, и таким образом определяется религиозный элемент сновидения. Точно так же у древних египтян священный бык Апис почитался как реинкарнация бога Птаха, а в Персии бык был связан с культом Митры. Эти мистические связи помогают спящему обратиться к надличностным категориям его жизни. Далее в нашей книге мы рассмотрим особые архетипические образы, которые являлись Манишу Павле в юности и Кавите Найар перед ее замужеством. Эти поразительные сновидения были для них исключительно важны и стали поворотными моментами их жизни.

    В чем разница трактовки разных типов снов по Юнгу и Фрейду?

    Возникает вопрос: является ли юнгианская концепция сновидения и его метод интерпретации чем–то более «глубоким» или фундаментальным по сравнению с защитной концепцией Фрейда. Юнг полагал, что наши обычные сны в основном служат для усвоения воспоминаний и отражают личные взгляды человека, однако архетипические или «большие» сновидения стали главным аспектом его теории, придав ей глубокий смысл. Фрейд считал, что архетипические сновидения управляются вторичным процессом и являются внешним личным проявлением первичного процесса. Фрейд относил все значительные сновидения к эдипову комплексу. Юнг противился такому объяснению невыразимого. Он считал, что по одному кирпичу нельзя судить об архитектуре и назначении всего храма.

    Фрейд утверждал, что сны отражают прошлые конфликты, от которых человека нужно защищать. Он говорил: откройте мне ваши сны, и я покажу вам причину вашего беспокойства. А Юнг считал, что сны способствуют индивидуации. И потому он говорил так: откройте мне ваши сны, и я покажу, к чему вы стремитесь и что преграждает вам путь. Фрейд видел прошлое каждого из нас — детство. Юнг заглядывал дальше и видел будущее человека — зрелость. Оба утверждали существование и важность бессознательных аспектов разума, и оба считали, что сновидения несут в себе послания из бессознательного.

    Дневной остаток создает фрейдистский сон, пробуждая прошлые конфликты. Для Юнга он открывает области, недоступные для повседневного опыта. Он оценивает настоящую ситуацию человека, а не сосредотачивается на его прежних конфликтах. Фрейд говорил нам, что сновидение охраняет сон, регулируя инстинктивное напряжение. Сон помогает разрядить подавляемые инстинктивные влечения. Юнг же считал, что сновидение выполняет компенсирующую функцию и помогает достичь психического равновесия. Оно обращает внимание спящего на неизвестные аспекты его личности. Юнг также утверждал, что сон «подготавливает спящего к событиям следующего дня». Сон выполняет исследовательскую функцию.

    Фрейд решил проблему снов с помощью противопоставления явного и тайного содержания сна. Для него явный сон — только фасад, ложное или искаженное проявление основных тайных мыслей сновидения. Юнг не соглашался с ним и полагал, что внешний фасад и есть сновидение, и другого не существует. Он считал, что образы сновидения говорят сами за себя.

    По Фрейду, сон сам по себе бесполезен, он лишь дает толчок свободным ассоциациям, которые приводят к единственно важному скрытому содержанию. Поэтому неудивительно, что Фрейд считал сновидение абсолютно асоциальным: оно никак не связано с кем–то еще; оно возникает внутри субъекта как компромисс между противоборствующими душевными силами; оно непонятно даже самому человеку, а потому неинтересно для других людей. Для Юнга сновидение может стать частью непрерывного диалога. Он советовал рассматривать сны как серию эпизодов, а не как отдельный эпизод. Так смысл символа может найти подтверждение в следующих снах. Диалог со сновидениями может предвосхитить будущие образы, так как весь процесс разворачивается последовательно, и все, что произойдет, связано с предыдущими образами — протосимволами. Поэтому Юнг полагал, что крайне важно вести дневник сновидений, в то время как Фрейд решительно отговаривал своих пациентов записывать сны.

    Теории Юнга и Фрейда о функции сновидений и их методы интерпретации, похоже, отражают их собственный опыт сновидений. Сны Юнга — это связные повествования. Они отражают необыкновенно высокие уровни сознания и наполнены символами, мифологическими и/или сверхъестественными сюжетами и необыкновенно сильными эмоциями. Сны Фрейда — это нестройная череда личных воспоминаний и повседневных проблем. В интерпретациях Юнга сновидение предстает в виде единой метафоры, которая при расширении легко впитывает новый материал. Фрейдистский метод свободных ассоциаций пробуждает личные воспоминания, фрагментарные и разрозненные. Их окутывает зыбкий туман далекого прошлого.

    Читайте также:
    Женщина в сновидениях: особенности и общее толкование по сонникам

    И Фрейд и Юнг посвятили несколько лет самоанализу, и все это время сновидения были для них важным исследовательским инструментом. В результате они пришли к разным выводам о том, что хранит в себе бессознательное. Возможно, методы интерпретации определила их собственная манера видеть сны. Эта разница проявлялась и в дальнейшем, когда они проводили исследования вместе со своими студентами. Некоторые сновидения их студентов были связными метафорами, а другие больше напоминали обрывки бреда. Это еще раз показало, что в одних случаях один из методов интерпретации представляется убедительным, а в других его было сложно применить. Возможно, некоторые люди по природе свободные ассоциаторы, а другие склонны к расширенным ассоциациям. Как Юнг объяснял одному из своих коллег: «Человек не может выйти за пределы самого себя. Вот почему психология Фрейда, Адлера и моя — это обобщение и абстракция нашей общей психологии».

    Толкование снов

    Данный сонник (всего здесь 1287 образов) является комбинированным. В основе его – научное толкование снов знаменитого психолога Густавуса Миллера на основе теории архетипов другого выдающегося психолога Карла Юнга – ученика Зигмунда Фрейда. В издании 1993 г., перед предисловием, находится глава “Некоторые мысли и высказывания Карла Густава Юнга о природе и значении сновидений”. Но было ли на самом деле влияние К.Юнга на изыскания Г.Миллера – не понятно. Карл Юнг одно время сотрудничал с Зигмундом Фрейдом (иногда не совсе корректно пишут, что он был его учеником). Но потом отошел от него, т.к. не был согласен с его учением (впрочем, и сами ранние и поздние концепции З.Фрейда сильно отличались). Толкование снов Фрейдом сильно отличается от миллеровского. Например, абрикос трактуется как символ женской груди, акула и другие рыбы – как символ пениса. Были ли такие же трактовки у Юнга? Вряд ли.

    Для “полноты картины” толкования Миллера на нашем сайте будут дополняться сведениями из народных и других известных сонников. Также заметим, что здесь содержится список снов по сокращенному изданию – и это оправдано. Вряд ли целесообразно включать все 10000 толкований Миллера – например, такие как аббат, абсцентная водка, август (кто-нибудь разве отдает отчет, в каком месяце видится сновидение?) и подобные маловероятные сновидения. Тем не менее, этот сокращенный сонник будет обязательно расширен за счет некоторых толкований из полного (например, уже добавлены: ёмкость, енот).

    Алфавитный перечень сновидений также будет дополнен тематическими ссылками (те и другие указаы вверху каждой странцы), что сделает использование этого сонника весьма удобным.

    Всего снов в этом сборнике (по буквам): на А – 32, Б – 81, В – 63, Г – 52, Д – 38, Е (Ё) – 6, Ж – 21, З – 43, И – 20, К – 133, Л – 43, М – 81, Н – 43, О – 72, П – 166, Р – 52, С – 119, Т – 55, У – 35, Ф – 19, Х – 23, Ц – 13, Ч – 23, Ш – 21, Щ – 2, Э – 6, Ю – 1, Я – 11. Итого – 1274 толкований.

    Далее на этой странице:

    Густав Мюллер и его сонник

    Известный психолог Густав Хиндман Миллер (1857 – 1929) издал свой сонник во второй половине XIX века. Сонник Миллера оказался настолько удачным, что до сих пор остается одним из основных источников толкования сновидений по всему миру. Наши бабушки и дедушки ориентировались именно на этот сонник, как основной источник информации о сновидениях.

    Густав Миллер создал его на основе многолетнего изучения влияния образов и сюжетов сна на дальнейшую судьбу человека. Он многие годы анализировал зависимость между одинаковыми сновидениями разных людей и дальнейшими событиями в их жизни. На основе этого появилось и приобрело известность толкование снов Миллера. По мнению Миллера, набор предметов и символов, которые мы видим во сне, не случаен. Он представляет собой зашифрованный код, разгадав который, можно предугадать некоторые события, которые ждут спящего в будущем. Проанализировав и систематизировав индивидуальные сочетания предметов, явлений и событий, увиденных во сне разными людьми, Миллер составил единую схему толкования, которая позволяет заглянуть в будущее и объяснить многие вещи, происходящие в реальности.

    Сонник Миллера как книга, впервые был опубликован в издательстве “G. W. Dillingham”, в городе Нью-Йорк, в 1901 году как “Whats in a Dream; A Scientific and Practical Interpretation of Dreams” и впоследствии был несколько раз переиздан. Теперь эта книга известна как “Сонник Миллера – 10 000 толкований ваших сновидений”.

    Карл Юнг и его трактовка сновидений

    Карл Густав Юнг (1875-1961) – швейцарский психолог и психиатр, основатель одного из направлений глубинной психологии – аналитической психологии. С 1900 по 1906 год работал в психиатрической клинике в Цюрихе, был ассистентом психиатра Эйгена Блейера, разработал метод свободных ассоциаций, ставший одним из основных в психиатрии. В 1907-1912 годах – один из ближайших сотрудников Фрейда (1856-1939). С 1911 по 1914 год – первый председатель Международного психоаналитического общества. Однако в дальнейшем пересмотр Юнгом основных положений психоанализа (трактовка либидо как психической энергии вообще, отрицание сексуальной этиологии неврозов, понимание психики как замкнутой автономной системы, функционирующей по принципу компенсации и др.) привел к полному разрыву с Фрейдом.

    Читайте также:
    Какое значение имеет торт в сновидении: особенности толкования

    В своей выдающейся работе Метаморфозы и символы либидо (1912) Юнг постулировал существование в психике человека помимо индивидуального бессознательного более глубокого слоя – коллективного бессознательного, которое, по его мнению, есть отражение опыта прежних поколений, запечатленное в структурах мозга. Содержание его составляют общечеловеческие образы – архетипы, динамика которых лежит в основе мифов, символики художественного творчества, сновидений. Архетипы недоступны обычному восприятию и осознаются через их внешнюю проекцию на объекты.

    Центральная роль отводится Юнгом архетипу самости как потенциальному центру личности – в отличие от Эго как центра сознания. Он считал, что необходимые связи между различными уровнями психики в традиционной культуре поддерживались благодаря обрядам, ритуалам, погружению в мифологическое пространство [в т.ч., в древнейшее, например, евразийское]. В современной же культуре средством активизации архетипов являются сны.

    Юнг писал: “Самая сложная и неведомая часть разума, производящая символы, до сих пор не исследована. Это может показаться почти невероятным, ведь мы получаем сигналы из бессознательного почти каждую ночь, но расшифровка этих посланий представляется слишком утомительным занятием почти для всех, исключая немногих людей, которых это беспокоит. Величайший инструмент человека – его психика – привлекает мало внимания, зачастую ей просто не доверяют и презирают ее. . Я потратил более полувека на изучение натуральной символики и пришел к выводу, что сновидения и их символика не являются бессмысленными и бестолковыми. Наоборот, сны дают наиболее интересную информацию как раз тем, кто затрудняется понять их символы.” [?]

    Юнг считал, что в жизни человека сны играют весьма значительную роль: во первых, обеспечивают эмоциональный баланс, позволяя, например, сдержанным людям переживать сильные чувства, и, во вторых, способствуют развитию психических функций. Юнг также различал объективные и субъективные сновидения: первые воссоздают картину повседневной жизни человека, его взаимоотношений с внешним миром, вторые являются отражением чувств и мыслей сновидца – его внутренней духовной жизни.

    В то же время, по мнению Юнга, наш личный жизненный опыт нельзя считать единственным источником всех образов и символов, которыми наполнены наши сны. Нередко оказывается, что тот или иной образ, незнакомый и совершенно чуждый спящему, относится к одной из существующих в мировой культуре мифологических систем. Подобные образы составляют содержание коллективной памяти [банк архетипов], пробуждающейся во время сна. Знание их специфического значения, которым они обладали в породившей их культуре, позволяет дать сновидению верное толкование.

    Древние авторы о сновидениях

    Если боги любят людей, то они обязательно откроют свои замыслы через сон. (Цицерон)

    В снах существуют некоторые моменты, способность которых предсказывать будущее сомнению не подлежит. (Аристотель)

    В Библии (и в Старом и Новом заветах) представлено много случаев вещих снов. Греческие и римские классики и философы также свидетельствуют о множестве случаев вещих снов.

    Гомер приписывал некоторым снам божественный характер. Платон соглашался с идеей, господствующей в то время, что во сне душа получает божественное откровение. Хрисипп написал труд о снах как о божественных предзнаменованиях. Он относился к искусным толкованиям сна как к истинным откровениям; но добавлял, что, подобно другим искусствам, в которых человеку приходится основываться на догадках и искусственно созданных правилах, здесь не избежать ошибок. Целые трактаты о сновидениях написали Феофраст и Стратон – ученики Аристотеля.

    Теории сновидений

    Ученые до сих пор не могут понять, как возникают сновидения и значат ли они что-нибудь. Сейчас в мире известно несколько теорий сновидений:

    1. Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд считал, что в сновидениях человек реализует свои скрытые желания, чаще всего связанные с сексом. Он даже составил свой собственный «сонник».
    2. Профессор психологии Гарварда Дейдра Барретт считает, что сон — это механизм, придуманный эволюцией для защиты нас от опасностей [!?].
    3. По мнению финского невролога Антти Ревонусуо во время сна человек систематизирует полученную информацию. Кроме того, сновидения помогают нам подготовиться к опасностям — мозг как бы репетирует встречи с теми или иными угрозами, которые могут произойти в жизни [вот это логично!].
    4. Ученый Эрнест Хартман предполагает, что сновидения помогают нам справиться с душевными переживаниями.
    5. Психиатр Чжан Цзе предполагает, что во время сновидений головной мозг обрабатывает все, что случилось с нами за день (или даже за прошедшее время) и создает некий архив воспоминаний.

    Однако главный научный сотрудник лаборатории передачи информации в сенсорных системах Института проблем передачи информации РАН Иван Пигарев полагает, что функционального предназначения сны не несут. Более подробно его теорию разъяснил руководитель Центра медицины сна МГУ им. Ломоносова Александр Калинкин. Он говорит, что эта теория функционального предназначения сна не имеет отношения к образованию сновидений, а объясняет, для чего именно человеку необходим сон.

    Известный ответ, что сон нужен для отдыха и восстановления сил — не отвечает на главный вопрос: почему же все это не происходит во время расслабленного бодрствования? Дело в том, что во время бодрствования мы преимущественно получаем информацию от экстрорецепторов — а зрения, слуха, обоняния, осязания – и обрабатываем ее. А во время сна в том же направлении идет информация от интерорецепторов внутренних органов, которая поступает в те же зоны коры головного мозга, которые отвечают за органы чувств и двигательную активность. Согласно этой висцеральной теории Ивана Пигарева, в этот период мозг занят обработкой не сигналов, поступающих из внешних сенсорных каналов , а сигналов, идущих от внутренних органов [интересно!].

    Читайте также:
    Приснился борщ — что означает и как толковать по сонникам

    Основная задача, которую мозг решает во время сна – это задача поддержания работоспособности организма. Сонливость и усталость – это сигналы о том, что у нас в теле (а точнее, во внутренних органах) накопилось какое-то количество “нерешенных проблем” и для их обработки требуется подключение мощностей “центрального процессора”. Иначе говоря, нам необходимо перейти в режим сна и дать возможность мозгу разобраться с накопившимися запросами. Если этого своевременно не сделать, то могут начать возникать различные патологии.

    При этом часть информации может проникать во время сна в кору головного мозга из окружающей среды, но вряд ли это может сформировать сновидения. Дело в том, что любая информация, которая была получена человека с момента его развития и даже до его появления на свет, имеет определенный след. Поэтому в сновидении заложено прошлое, настоящее и даже немного будущее. Но самих вещих снов не существует [противоречие с последним утверждением] – просто, например, если нам приснилось неприятное событие, связанное с каким-то местом или человеком, мы будем его избегать.

    Сонник Юнга

    Сонник Юнга – какие ассоциация он вызывает? Многие, но прежде всего главное: именно Юнг основоположник теории коллективного бессознательного и теории об архетипах. Вторая параллель, проводимая при упоминании Карла Густава Юнга и его трудов – тесная взаимосвязь с Зигмундом Фрейдом.

    Так что Сонник Юнга – это не просто подсказка для толкования снов, но и способ подобно разобраться в человеческой психологии. Способ получить ценные подсказки и предупреждения от своих сновидений. Способ лучше узнать себя и других.

    Истоки теории Карла Густава Юнга

    Воспоминания о детстве у многих людей связаны с ароматом бабушкиных пирогов, с ласковой материнской улыбкой и мудрыми отцовскими наставлениями. У Карла Юнга детство было другим…

    В автобиографии великий психолог (годы жизни 1875-1961) рассказывал, как в возрасте десяти лет он самостоятельно изготовил из 6-сантиметрового деревянного бруска маленького человечка. Зачем? Для юного Карла этот деревянный брусок на долгое время стал лучшим другом, советником: существом, к которому можно обратиться за психологической помощью.

    Частые истерики матери и сложный характер отца заставляли Карла прятаться на чердак, где мальчик мог спокойно пообщаться с рукотворным другом. Юнг обращался к деревянному человечку на вымышленном языке, и беседы с ним помогали мальчику избавиться от отчаяния.

    А дальше Юнга ждал сложный подростковый этап, когда он почти повсеместно чувствовал непонимание, сложности в общении и со сверстниками, и с педагогами. Эти трудности остались позади, когда в возрасте 16 лет Юнг всерьёз увлёкся изучением философии.

    Позднее юноша поступил на факультет естественных наук при Базельском университете. Так начался долгий и интересный путь становления нового гения мировой психологии. И похвально, и в какой-то степени закономерно, что человек, сам себя избавивший от психоэмоциональных проблем, решил стать «лекарем душ» в масштабах целого мира. Нам же в первую очередь любопытно понять, в чём ценность Сонника, созданного этим гениальным учёным.

    Подход Юнга к толкованию сновидений

    Швейцарский психолог и психиатр всю свою жизнь не переставал повторять, что людям свойственно недооценивать важность снов и тех подсказок, которые в них зашифрованы.

    Громко и страстно Карл Юнг пытался убедить современников, что:

    «Напрасно большинство людей не придают должной важности психике и её значению для собственной жизни».

    Тесную взаимосвязь между психологией и сновидениями Юнг не только раскрыл, но и подробнейшим образом осветил в своих научных работах. Он доказал – что сны не являются бестолковыми картинками, о которых стоит забыть, и что с помощью них психика человека сохраняет эмоциональный баланс, развивает многие функции.

    Во сне, по теории Юнга, подсознание спящего даёт подсказки о том, что может произойти, а также наглядно показывает сновидцу его не лежащее на поверхности отношение к той или иной ситуации.

    Проще говоря, человек вроде бы спит, а тем временем его чуткая психика продолжает работу, показывает варианты того, что ждёт впереди, избавляется от накопленной перегрузки.

    Все эти явления Карл Юнг обозначил общим термином «компенсаторная функция сновидений» . Например, человек, имеющий маленький рост, во сне часто видит себя гигантски большим. Что это? Это типичная ситуация, когда подсознание с помощью снов компенсирует спящему то, чем он не обладает в реальности.

    Но и на этом теория швейцарского учёного не останавливается.

    Почти пятьдесят лет потребовалось Юнгу, чтобы подробно изучить и систематизировать основополагающую мысль своей теории толкования снов.

    Читайте также:
    Обрыв во сне: нюансы расшифровки по популярным сонникам

    «сон – это проекция в подсознание спящего образов, которые являются архетипами коллективного бессознательного».

    Что же скрывается под этими терминами?

    Что такое «архетип» и «коллективное бессознательное»

    Мир существовал задолго «до» каждого из нас. Мир продолжит существовать и после. В ходе тысячелетней истории человечества, по мнению Юнга, уже сформировалось и продолжает формироваться общее, коллективное бессознательное .

    Это те обобщённые образы, которые мы с вами часто видим во сне. Те самые образы, которые снились людям, жившим одно-два столетия назад. Образы, которые будут возникать и в сновидениях жителей XX , XIII и так далее века.

    В течение нескольких десятилетий Юнг внимательно изучал мифологию, культуру, историю и религию многих народов. В ходе глубокого анализа учёный обосновал, что многие образы снов действительно являются общими для представителей самых разных возрастов, культур и национальностей .

    Это доказывает, что коллективное бессознательное человечества имеет место быть, и в основе него лежат веками формировавшиеся архетипы.

    Вот лишь несколько примеров того, что обозначается под термином Юнга «архетип». Это:

    Мать-земля, которая может приходить во сне в образе женщины;

    Мудрец, появляющийся в виде любого человека, который лично для спящего обладает большим авторитетом;

    Герой, реально существовавший или нарисованный фантазией спящего, отожествляющийся с победой и профессионализмом.

    Юнг полагал, что эти и многие другие архетипические образы, явившись во сне, расширяют сознание спящего, стирают временные и географические границы, даруя тем самым потрясающий опыт.

    Учёный считал такие сны, в которых проявляется коллективное бессознательное, великими и самобытными. Их можно и нужно толковать. И они несут в себе массу полезной информации для человека, которому приснились.

    Предупреждающие сновидения по теории Юнга

    Работы Карла Густава Юнга в области толкования снов любопытны и тем, что этот учёный не переставал доказывать важность снов для прогноза того, что будет в дальнейшем в жизни сновидца.

    Юнг полагал, что бессознательное рисует возможные картины из тех компонентов, которые человек в течение дня складирует в своей памяти, но не использует.

    Например, человеку приснилось, что сломался его автомобиль, и, о чудо, спустя несколько дней случилось именно это.

    Что это – мистика, совпадение или что-то ещё? Карл Юнг уверял, что подобное закономерно, так как тот же самый автомобиль за несколько дней до поломки наверняка стал подавать владельцу определённые знаки, но хозяин авто на них не сосредоточил большого внимания. Возможно, автомобиль заводился и сразу же глох, его двигатель работал со сбоями или произошло что-то ещё.

    Это «что-то» и отложилось в подсознании спящего, породило описанный выше сюжет, а затем случилась поломка. То есть, по теории Юнга, поломка должна была произойти, и предупреждающее сновидение объявило о ней, использовав знаки, которые сознание, уставшее от дневных впечатлений и бесконечных трудов, попросту не заметило.

    В этом и состоит ценность трудов Карла Юнга – он, в отличие от Фрейда, не переставал утверждать, что подсознание не враг человека, а его верный друг и помощник .

    Очевидно, что швейцарский учёный проделал титаническую работу, чтобы помочь и современникам, и тем, кто будет жить после него, лучше понимать сновидения, извлекая из них информацию и ценные подсказки.

    Всё, к чему Карл Юнг шёл на протяжении многих лет, теории, которые он так старательно развивал, его разработки в области коллективного бессознательного и архетипов – всё это каждый из нас может использовать в любой удобный момент. Ведь все это и есть знаменитый Сонник Юнга.

    Толкование сновидений по Юнгу

    Густав Юнг потратил около полувека на то, чтобы познать тайны сновидений, определить их роль в жизни человека и оценить влияние на психику. Он выдвинул собственную теорию происхождения грез, сформулировал смелую идею об архетипах и коллективном бессознательном. Сонник Юнга помогает разобраться в себе путем расшифровки важных посланий от подсознания.

    Кто такой Юнг

    Карл Густав Юнг – это знаменитый швейцарский психолог и психиатр, основатель аналитической психологии, автор концепции психологических типов. Он активно интересовался оккультизмом и пытался дать научное объяснение паранормальным явлениям. Результатом деятельности ученого стали сотни научных статей, книг, диссертаций, в которых он пытался познать и объяснить тайны человеческой души.

    Юнг рос в непростых условиях (развод родителей, постоянные депрессии матери, напряженные отношения с отцом) и был весьма необычным ребенком. Он считал, что имеет две личности, одна из которых принадлежит современности, а другая – прошлому. Он был замкнутым и постоянно придумывал какие-то игры и ритуалы, не понятные ни детям, ни взрослым. Именно в детские годы была заложена мыслительная база, которая легла в основу идей архетипов и коллективного бессознательного.

    Конфликт с Фрейдом

    В начале своего научного пути Юнг тесно сотрудничал с Зигмундом Фрейдом, вдохновлялся его идеями. Но со временем ученые разошлись во взглядах на бессознательное, что стало поводом для серьезного конфликта и полного разрыва между учеником и наставником.

    Фрейд считал бессознательное животной частью души, которую человек постоянно пытается подавить (первобытные инстинкты, низменные желания). Юнг же рассматривал бессознательное как кладезь ценных духовных знаний, как проводник к реальной жизни. То есть его следует не подавлять, а наоборот – исследовать и выпускать наружу.

    Читайте также:
    Сонник — к чему снится что выпадают волосы прядями?

    Отношение к личности

    В отличие от большинства психологов Юнг отрицал влияние опыта и окружающей среды на человека. Он считал, что индивид с самого рождения имеет готовый портрет личности, определяющий модель поведения на протяжении всей жизни. Причем он формируется не случайно, а наследуется от предков (вплоть до древнейших времен).

    Юнг считал, что этот набор черт бесконечно повторяется в отдельных людях. Это что-то сродни реинкарнации. Только речь идет не о перерождении человека, а о постоянном повторении определенных психологических структур. Это то, что заставляет индивида определённым образом воспринимать те или иные события, реагировать на них.

    Отношение к сновидениям

    Толкование снов – это важная составляющая аналитической психологии Юнга. Ученый считал, что грезы – это некая параллельная реальность, над которой властвует бессознательное. Человек не просто видит сон, а как бы живет в нем без возможности повлиять на зрительные, звуковые и эмоциональные образы. То есть индивид как бы живет двумя жизнями, в одной из которых он проявляет активность (реальность), а в другой – выступает в качестве пассивного наблюдателя (сон).

    Расшифровка сновидений по Юнгу – это не предсказание будущего. Это попытка докопаться до глубин своей сущности. Ученый считал, что грезы могут отражать сознательные установки или указывать на искаженное восприятие действительности. Иногда грезы свидетельствуют о психических расстройствах или проблемах самореализации. Часто видения отражают неосознанные проблемы или реальные переживания.

    Функции сновидений

    В психологии Юнга сны рассматриваются как неотъемлемая часть существования личности. Им приписывается пять важных функций:

    1. передача информации от бессознательного к сознанию;
    2. восстановление гармоничной работы сознания, нарушенной внешними факторами;
    3. реакция на актуальные жизненные ситуации, их детальная проработка;
    4. уменьшение психического напряжение, установление эмоционального равновесия;
    5. компенсация недостатка ярких живописных образов в скучной обыденной жизни.

    То есть сон – это такая же важная часть «психического организма», как какой-нибудь внутренний орган в теле. Посредством грез подсознание сигнализирует о каких-то сбоях. С их помощью происходит «исцеление».

    Ранняя теория свободных ассоциаций

    На начальных этапах карьеры Юнг считал, что внимания заслуживает лишь центральный образ сна. Те ассоциации, которые приходят в голову индивиду при мысли об этом образе, и являются ключом к толкованию видения. Таким образом, человек познает свои внутренние блоки и зажимы, получает ключ к их устранению.

    Но со временем ученый пришел к выводу, что смысловая нагрузка грез гораздо шире, нежели индивидуальные рамки личности. В процессе формирования и расшифровки снов важно учитывать не только индивидуальное, но и коллективное бессознательное. Иногда истина кроется не в личных ассоциациях, а в сюжетах и символах, имеющих древние мифологические корни.

    Классификация сновидений по Юнгу

    Юнг условно разделил сны на три типа. Первые, предметные, он считал несущественным. Это видения о каких-то повседневных событиях и людях из окружения индивида. По сути это просто отражение действительности, не несущее в себе каких-то сигналов и подсказок.

    Второй тип снов, относящихся к личности и внутреннему миру, психолог считал наиболее значительными. Юнг утверждал, что грезы как бы компенсируют какой-то дисбаланс в «психологическом организме». То, что индивид чаще всего видит во сне, на самом деле является недостающей деталью его личности. Внедрив этот фактор в мышление или повседневную активность, можно обрести гармонию.

    Третий тип – это архетипические сны, которые расшифровываются через систему символов. Здесь вступает в действие так называемое коллективное бессознательное. Начиная с древнейших времен, формировались определенные образы (архетипы), имевшие устойчивые ассоциации. Например, дерево – это жизнь, ребенок – чистота и невинность, тень – что-то дурное. Таких архетипов тысячи и значение их в человеческом сознании остается неизменным из поколения в поколение.

    Прогнозирующие сны

    Юнг не усматривал никакой мистики в том, что некоторые люди видят во сне будущее. На самом деле каждый человек на подсознательном уровне знает, как будет развиваться его жизнь. Это знание исходит из логики происходящих событий и накопленного опыта. Просто не все хотят и умеют прислушиваться к глубинным сигналам.

    Например, ежедневно поднимаясь и спускаясь по старой скрипящей лестнице, человек понимает, что в какой-то момент она сломается, но почему-то игнорирует очевидное. Ежедневно проживая какие-то события и эмоции, индивид также может предвидеть исход. И если он будет игнорировать очевидное, в критический момент подсознание даст ему картинку будущего.

    Важно понимать, что прогноз, увиденный во сне, не является окончательным. Подсознание просто показывает, каким будет будущее индивида, если он продолжить мыслить и действовать по старой схеме. Иногда достаточно небольших усилий, чтобы повернуть жизнь в более благоприятное русло.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: