Узнайте, из-за каких 10 ошибок родителей ребёнок рискует стать изгоем: читаем по пунктам

Узнайте, из-за каких 10 ошибок родителей ребёнок рискует стать изгоем

Все родители, воспитывая своих детей, безусловно стремятся дать им всё лучшее и не желают ничего плохого. Но иногда выходит так, что не совсем корректное родительское воспитание не просто не приносит ожидаемого результата, но и причиняет сильный вред чаду. В этом материале я предлагаю вам ознакомиться с 10 ошибками родителей, которые способны сделать ребёнка изгоем.

Почему ребёнок может стать изгоем в коллективе?

Коллектив – это понятие достаточно сложное и непредсказуемое, а детский коллектив – так и особенно. В нём действуют свои негласные законы и правила, а тех, кто не придерживается их и выделяется на общем фоне, зачастую ждёт участь изгоя. Что же провоцирует подобное отношение к ребёнку в коллективе? Попробуем разобраться с этим.

По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро – пропустить невозможно!
Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)

В целом, можно выделить три главные причины, из-за которых ваше чадо рискует превратиться в изгоя, а именно:

  1. Особенности внешнего вида. Играет огромную роль, чтобы малыш мог гармонично вписаться в коллектив по своему росту, а также по особенностям одежды и причёски. Особенно это представляет важность на начальных этапах. Ведь позднее, когда авторитет уже завоёван, допускаются различные эксперименты со своей внешностью, но не первоначально.

Взрослым следует помнить, что детское общество всегда принимает новых членов «по одёжке». Озаботьтесь состоянием обуви и аксессуаров, которые использует ваш ребёнок, чтобы не спровоцировать детские насмешки. К примеру, дети могут поддразнивать даже умного отличника, если заметят, что он носит стоптанные ботинки.

  1. Манера поведения. По этому пункту крайне важно соблюдение «золотой середины» — то есть такого состояния, когда малыш и не слишком «выпендривается», но и не «пасёт задних». Дети, как никто другой, прекрасно разбираются в человеческих слабостях и зачастую наносят удар именно по ним. Вам, как родителю, нужно научить своё чадо отстаивать собственную позицию и быть самодостаточным.
  1. Самооценка. Её проявлениями выступают манера поведения и умение преподносить себя окружающему миру. Эксперты психологии утверждают, что нет такого понятия, как «завышенная самооценка» (которая так не нравится детям в своих ровесниках), точно так же, как и «заниженная». На самом деле есть компенсация заниженной самооценки, которая просто отличается разными проявлениями. Но цель в любом случае остаётся одна – любыми путями привлечение внимания к собственной персоне.

Если ребёнок впадает в крайности – заискивает перед одноклассниками или, напротив, демонстрирует надменную манеру поведения в общении с ними, – всё это неизбежно спровоцирует изгойство.

На ответственности родителей лежит дать своему малышу достаточно внимания и любви, общаться с ним и объяснить особенности человеческих взаимоотношений. Малыш должен осознать, что он – Личность с большой буквы и должен выработать в себе достаточную психологическую устойчивость.

К сожалению, далеко не всегда родители воспитывают своё чадо так, что оно действительно чувствует себя личностью и способно отстаивать свои интересы среди сверстников. Какие же распространённые 10 ошибок совершают они, которые мешают ему не только в детские годы, но и могут наложить отпечаток на всю последующую жизнь? Давайте выясним это сейчас.

Главные ошибки, из-за которых ребёнок не может стать полноценной личностью

В результате перечисленных дальше десяти стратегий родительского поведения характер и адекватная самооценка их чад неизменно портятся, и в будущем могут развиться весьма печальные последствия.

Ошибка первая — давать награду, когда ребёнок ведёт себя плохо

Наверняка у вас случалось, что ваш малыш требовал что-то такое, что давать ему прямо сейчас было категорически нельзя. К примеру, хотел съесть порцию мороженого, тогда как вы только что покормили его куском шоколадного пирога? Вы прекрасно понимали, что нельзя потакать капризам своего чада, но опасались того, что он устроит скандал прямо в кафе. Поэтому переступали через себя и шли на поводу у маленького деспота, так как не хотели попадать в центр внимания. И совершали при этом ошибку, ведь такими своими действиями только развивали в ребёнке эгоизм. Малыш в будущем может пользоваться подобным приёмом, желая получить то, что ему нужно, но вряд ли это будет вызывать уважение к нему со стороны сверстников либо воспитателей.

Ошибка вторая — гиперопекать

Безусловно, вы, как хорошие родители, должны обеспечить своему малышу достаточную заботу. Но помните о том, что есть очень тонкая грань между понятиями «забота» и «гиперопека». Последняя способна причинить вреда намного больше, чем пользы, ведь она по сути своей защищает малыша от псевдо-опасности, привязывает к родителю, вызывает подавление индивидуальности, подчиняет всю жизнь малыша родительским желаниям.

Чем это может быть чревато? Под влиянием такого воспитания ребёнок испытывает сложности с становлением независимой личностью, не учится на собственных ошибках и самостоятельному решению проблем.

Ошибка третья — слишком сильно захваливать

Не зря говорится, что всё хорошо, но в меру, конечно, хвалить и поощрять своего ребёнка нужно, но главное — делать это умеренно. Если вы приучите своё чадо к постоянной чрезмерной похвале, то в дальнейшем малыш будет стремиться всё время получать одобрение за все свои поступки и действия от окружающих людей. И в качестве лучшей награды своего труда он будет воспринимать не собственное личное удовольствие от сделанного, а похвалу от других.

Ошибка четвёртая — стремиться стать другом, а не родителем

Никому не нравятся строгие тираны, но зато всем известно, что малышам импонируют весёлые и прикольные родители, которые сами не слишком отличаются от больших детей. Да, такая роль выглядит довольно соблазнительно, но, выбрав её, вы можете столкнуться с большими проблемами в дальнейшем.

Читайте также:
Предсказания ванги на год — к чему готовиться

Почему? Ребёнок должен чувствовать, что вы – ответственный, взрослый человек, от которого он может научиться правильному поведению в социуме и в случае необходимости рассчитывает получать от вас адекватные советы. Поэтому не путайте роли и не начинайте строить из себя «закадычного товарища» вашего малыша.

Ошибка пятая — искать оправдания, а не наказывать

Если ваш ребёнок ещё маленький, то его вредности могут объясняться возрастом, недостаточными социальными навыками, кризисом, плохим самочувствием и так далее. Но если ваше чадо находится в уже вполне сознательном возрасте, тогда оправдывать его неподобающее поведение совершенно неправильно.

Тем самым вы снова ошибаетесь, и вот почему: когда вы пытаетесь реабилитировать своего ребёнка в глазах окружающих, то на самом деле вы оказываете ему «медвежью услугу». Нужно заняться поиском причины подобного поведения и её последующим устранением.

Ошибка шестая — закрывать глаза на плохое поведение

Эта ошибка является очень и очень дорогостоящей. Возможно, вам кажется, что малыш перестанет вести себя плохо с годами? Что дурное поведение растворится в воздухе само по себе? Наверное, не нужно объяснять, что ответ на данный вопрос будет однозначно отрицательным.

Как только вы видите, что чадо ведёт себя неподобающим образом, сразу же пресекайте подобную манеру поведения и следите, чтобы она не повторялась впоследствии. Ведь в противном случае у малыша не разовьётся эмоциональная зрелость, а также не выработаются правильные навыки решения проблем. И, безусловно, истеричный, не совсем адекватный ребёнок вряд ли будет пользоваться большим уважением в детском коллективе.

Ошибка седьмая — наличие в семье тирана и жертвы

Все малыши вырастают в разном семейном окружении. Когда ребёнок с детства растёт в полной семье, в которой обоим родителям удалось состояться как личностям, и если они пребывают в гармонии друг с другом, у него не должны возникать психологические трудности. Однако, к сожалению, далеко не всегда реальная картина выглядит также радужно. Есть много семей, в которых один из родителей — настоящий тиран, свято убеждённый в единственной правильности собственного мнения, который не считается ни с кем вокруг себя. При подобном раскладе второму родителю «автоматически» достаётся роль жертвы, ведь иначе семья не просуществует длительное время.

В союзах тиранов-жертв, как правило, больше всего достаётся ребёнку, которому приходится становиться на сторону одного из родителей. Чтобы в подобном семейном окружении малыш не начал копировать поведение одного из родителей, это должна быть очень сильная морально личность, но в детские годы подобное редко имеет место.

Если чадо выбирает для себя роль тирана, то его поведение среди сверстников будет агрессивным: он начнёт проявлять жадность, будет забирать самые красивые игрушки в детском саду, драться, стремясь к подавлению ровесников. Безусловно, другим деткам не захочется общаться с таким ребёнком.

Тех же малышей, которые решили стать жертвами, тоже не ждёт особенное уважение и дружба со стороны сверстников. Таких малышей, наоборот, постоянно обижают, стремятся забрать у них игрушку, свалить на них любую вину в спорных и конфликтных ситуациях. Но самое негативное, что привыкшие вести себя так же в семье дети не стремятся изменить своё положение.

Разобраться с такой проблемой довольно непросто. Неоспоримо то, что ребёнок, который живёт в семье тирана и жертвы, нуждается в помощи психолога, который мог бы помочь ему с выбором своей жизненной роли. Родителям тоже не помешает посетить семейного психолога, хотя исправление тиранов — дело практически нереальное.

Ошибка восьмая — родители позволяют себе критику своего ребёнка при посторонних

Для родителей (особенно молодых) характерно впадать в две крайности: либо слишком сильно восхвалять своего ребёнка публично, либо, напротив, критиковать своё чадо при окружающих.

В первой ситуации выросшие дети имеют неоправданно завышенную самооценку, привыкают к хвастовству и свято убеждены в том, что они — лучшие. Под действием даже незначительной критики они разочаровываются и озлобляются. В детских коллективах они постоянно стремятся убеждать окружающих в своей реальной состоятельности и нередко страдают от насмешек, когда терпят неудачи.

Но тем малышам, родители которых привыкли постоянно критиковать их публично, в действительности приходится ещё хуже. Они настолько привыкают терпеть постоянную критику и насмешки, плюс не находят поддержку в особе своих родителей, а поэтому и сами начинают верить, что они — неудачники, которые ни на что не способны. Поэтому в конфликтных ситуациях эти дети не стремятся защитить себя, а смиряются с критикой и издёвками, тем самым превращая себя в вечную жертву.

Причём, как правило, забитые детки даже боятся признаться маме и папе в том, что они страдают от обид окружающими. Нет нужды объяснять, что подобная манера поведения родителей является крайне неправильной. Мало того, что тем самым травмируется психика малыша, так родители демонстрируют окружающим, что с их чадом можно так себя вести.

Единственное решение данной проблемы — срочно прекратить критику при чужих людях. А если вы хотите пожурить своего малыша наедине с собой, то делайте это максимально деликатно, не оскорбляя его.

Задача же ребёнка — научиться доносить другим людям, что критика его абсолютно неуместна и ненормальна. Для этого нужно дать малышу рекомендацию — каждый раз, когда кто-то пытается его задеть, нужно совершенно спокойно произнести фразу: «Со мной так разговаривать нельзя!» Она окажет очень действенное воздействие на обидчиков, конечно, лишь при условии, что её произнесли спокойно, с уверенностью, без плача и истерик.

Ошибка девятая — не уделять достаточного внимания внешнему виду своего чада

Можно сколько угодно спорить с этим утверждением, но факт остаётся фактом — в детских коллективах, точно так же, как и во взрослой жизни, внешний вид очень важен. Плюс к этому нужно отметить, что детское общество более жестокое, чем взрослое, и зачастую изгоями оказываются те дети, которые просто отличаются от других по своему внешнему виду.

Читайте также:
Как перебороть апатию и поймать птицу счастья — описываем детально

Слишком высокие либо слишком низкие, худые или с полнотой, носящие очки, брекеты, одевающиеся в не модную одежду — причин, по которым некоторым детям «достаётся» в коллективе, огромное количество. Родители же должны выявить эти причины и стараться свести их к минимуму.

Пусть ваш ребёнок всегда приходит в школу в чистой, опрятной и красивой одежде, ни в коем случае не стремитесь одеть его в то, что осталось лежать ещё с бабушкиного шкафа. Тщательно контролируйте чистоту и целостность одежды с обувью.

Если же малыш страдает от плохого зрения, косоглазия, неправильного прикуса, сутулости и прочих аналогичных проблем, в обязательном порядке покажите его специалисту и займитесь решением данной проблемы.

Может случиться, что чадо оказывается в группе изгоев из-за такой причины, исправление которой невозможно, — слишком большого (низкого) роста, веснушек, большого родимого пятна и так далее. Вам нужно научить его правильно выходить из ситуаций травли в этом случае.

К примеру, внешние изъяны вполне могут быть компенсированный личной самореализованностью малыша. Ищите лучшие стороны своего ребёнка — возможно, он красиво рисует, а быть может, замечательно поёт, имеет способности к танцам либо освоил какой-то музыкальный инструмент? Тогда постарайтесь, чтобы малыш выделялся среди детей по указанному признаку.

Безусловно, выбирая «коронную фишку», необходимо обязательно учесть мнение самого малыша на этот счёт, а также реально оценить его способности и таланты. Не пытайтесь навязать ему это занятие силой — важно, чтобы он сам тяготел к нему.

Также не лишним будет проанализировать, насколько то либо иное увлечение популярно на сегодняшний день. И если не так давно родители старались записывать своё потомство на кружки гитаристов, то сейчас данное занятие уже не актуально и вряд ли вызовет интерес у сверстников. А значит, ваша задача — выяснить, чем сейчас «дышит» современная молодежь, и на основании этого подбирать хобби своему малышу.

Можете даже не сомневаться в том, что когда ваши сын либо дочка научатся танцевать лучше всех, когда в их арсенале будет иметься не одна медаль, завоёванная на соревнованиях, сверстники начнут «закрывать глаза» на наличие очков, слишком рыжих волос или прочих внешних несовершенств. Кроме того, малыш найдёт себе новых друзей по интересам и, соответственно, сможет избавиться от чувства одиночества, станет более уверенным в себе.

Плюс те дети, которые увлечены любимым хобби, склонны добиваться большего жизненного успеха и вместо изгоев в кратчайшие сроки становятся всеобщими любимчиками!

Ошибка десятая — ребёнок не получил пример хорошей коммуникации в семье

Случается, что малышу достаётся роль изгоя и одиночки исключительно по той причине, что он не умеет правильно коммуницировать с другими людьми. Важнейшей миссией родителей является дать чаду основы правильной коммуникации и научить гармонично взаимодействовать с другими людьми.

Как известно, маленькие дети копируют манеру поведения своих родителей, а поэтому зачастую, пока не входят в подростковый возраст, ведут себя по аналогии с семьёй. Вам важно показать своему ребёнку положительные примеры правильного общения: поэтому собирайте дома гостей, расскажите малышу, что такое этикет приёма гостей, и берите его с собой иногда, когда отправляетесь на дружеские посиделки.

Особенно хорошо, если ваши друзья имеют малыша-ровесника вашего чада, тогда вы можете время от времени ходить на совместные прогулки. Ваша задача при этом — наблюдать, как ваше чадо вступает в контакт с детками и взрослыми. Помните про то, что исправить неумение общаться намного проще на ранних этапах, чем уже во взрослой жизни.

Ваш малыш постоянно жадничает и не желает давать свои игрушки другим детям? Тогда рекомендуем вам поступить таким образом:

  • Отправляясь на прогулку, берите с собой большое количество игрушек, в частности, те, которые малыш почти не использует. Предложите чаду самому выбрать, какие из игрушек он готов «пожертвовать» поиграть другим детям, а какие нет.
  • Ещё одна неплохая идея — предложить малышу временно поменяться своими игрушками с детками.
  • Своим примером показывайте, что делиться — это хорошо: давайте малышу свои личные вещи, но оговаривайте условия (запрещено разламывать, бросать, терять). Благодаря этому ребёнок будет учиться правильно обмениваться вещами с другими детьми.
  • Но не нужно принуждать малыша отдавать свои любимые игрушки — тогда уже лучше самостоятельно донесите до другого ребёнка, что ваш дочка или сын не готов делиться своей самой любимой игрушкой ни с кем.
  • Рекомендуется приводить чадо в места, где имеются общие игрушки, и учить его делиться ими с прочими малышами.

Вам, как родителю, важно научить своего малыша уметь защищать себя, но не проявляя при этом излишнюю агрессию. Пусть он освоит искусство дипломатичного решения проблемных ситуаций. Также непременно показывайте примеры установления знакомств с новыми людьми.

Чём более плодотворную работу вы проведёте с малышом, тем ниже шансы того, что он не поймёт, как правильно общаться, попав в новый коллектив.

В завершение темы

  • Детский коллектив — очень сложная и непредсказуемая структура, которая действует по своим принципам. В нём всегда есть дети-активисты, любимчики и заводилы, а есть и изгои.
  • Изгоями в детских коллективах, как правило, становятся те, кто выделяется на общем фоне (внешностью, поведением и так далее).
  • Чтобы уберечь своё чадо от участи изгоя, важно воспитать его как самостоятельную личность со своей жизненной позицией, которая умеет постоять за себя и не подстраивается под окружающих.
  • Атмосфера в семье сильно сказывается на том, как ребёнок впоследствии ведёт себя в коллективе, поэтому родителям важно прикладывать со своей стороны максимум усилий, чтобы она была гармоничной.
Читайте также:
Секреты совместимости имён в любви и браке — рассказываем в общих чертах

В завершение такого увлекательного материала я советую вам просмотреть не менее увлекательное видео:

10 ошибок родителей, которые сделают ребенка изгоем

Воспитание ребёнка — вещь очень непростая и ответственная. Одно неправильное слово или движение, и он станет объектом насмешек. О том какие 10 ошибок родителей , которые сделают ребёнка изгоем, читайте ниже.

Чрезмерная опека

Да, именно это может стать причиной незаслуженной травли вашего ребёнка. Когда вы ухаживаете за маленьким малышом, пытаетесь ему помочь — это нормально. Но следует понимать, что этот период кончится и помощь уже бывает не нужна.

Не следует бежать на выручку своему чаду при любой непонятной ситуации. Если, конечно, вас об этом не попросят. А также, если ребёнок просит не встречать его после школы, то это значить, что не надо так делать. Даже пытаться не стоит. Возможно, из-за подобных действий, над ним и будут потом смеяться и обзывать маменькиным сыночком или дочкой.

Разборки

Нельзя ходить в школу или садик и разбираться с обидчиком или агрессорами. Тем самым родитель сделает своему ребёнку медвежью услугу. Возможно, что на трёхлетнем малыше это и сработает, но школьники и дети по старше уже не видят во взрослых авторитет и продолжат издевательства. Более того, если родители встрянут в конфликт, то, скорее всего, ровесники посчитают ребёнка слабым, что он не в состоянии постоять за себя и будут дальше дразнить его.

Лучше всего, подойти к классному руководителю и попросить решить ситуацию внутри коллектива с помощью психолога.

Примирение против желания

Это прям отголосок предыдущего пункта. Очень часто родители пытаются насильно подружить агрессора и его жертву. Делать этого, конечно, нельзя. Перед вами это сработает, но в дальнейшем всё вернётся на круги своя.

Эта может сработать, но только на детсадовском уровне. Тогда дети действительно могут прислушаться к мнению родителя защитника.

Лучше всего выслушать точку зрения ребёнка и посоветовать ему как надо правильно сделать. Если желание примирить осталось, то можно обратиться за помощью учителя или воспитателя и дать групповое задание, в котором один будет зависеть от другого. Сделать так, чтобы что-то их объединило.

Задобрить обидчика

Это может выразиться в том, что родители дают ребёнку конфеты или прочие вкусняшки с собой, чтобы тот поделился со своим обидчиком или звать его к себе на праздник. Рассчитывая на то, что он смягчиться и не будет больше дразнить. Опять же, это неверная тактика. Здесь всё может сложиться наоборот. Хулиган будет думать, что ребёнок просто откупается от него. Нападки просто усилятся, и всё.

Игнор

Хуже вмешательства в личную жизнь ребёнка может быть отсутствие интереса к ней. Любой конфликт, даже самый безобидный не должен проходить мимо родительского совета. Ребёнка нужно направлять в нужную сторону, учить, как вести себя с агрессором. Иначе, всё может зайти слишком далеко и закончиться очень печально.

Самое страшное, что ребёнок, которого дразнят, может подумать, что родители равнодушны к этому и не рассказывать о своих переживаниях. Это также может быть чревато дурными последствиями.

Обвинения

Конечно, проще сказать, что дразнят ребёнка в саду или в школе по причине вины его самого. Но это не решить проблему, скорее всего, подорвёт доверие к родителям. Возможно, действительно, ребёнок может вести себя как-то вызывающе или делать ещё что-то не так. Но не нужно винить его. Достаточно просто понять по какой причине происходит травля и постараться подсказать, что в его поведении вызывает насмешки.

Внешний вид

Встречают по одёжке. Это знают все. Дети также это понимают и могут травить по причине плохого внешнего вида. Конечно, не у всех есть возможность покупать первоклассные вещи, но и следить, как одевается ребёнок тоже нужно. Пусть это будет не модная и популярная одежда и обувь, но она должна быть аккуратная, читая и не рваная.

Неправильные советы

Они могут принять вид: «Дай сдачи», «Обзови в ответ», это всё ведет только в сторону усиления агрессии в сторону жертвы. Конечно, хорошо, когда ребёнок может за себя постоять и не побоится этого сделать, когда ситуация достигнет своего пика. Но специально провоцировать не надо.

Самооценка

Этого может стать корнем всех проблем. Обычно виною слишком низкой самооценки или же наоборот завышенной могут быть родители. Слишком много требовать и укорять ребёнка за каждый его недостаток или же, наоборот, чересчур хвалить за каждый незначительный проступок. Нужно правильно формировать самооценку ребёнка с самого рождения.

Если маленький человек придёт в новый коллектив, уже затюканный своими родителями, то ничего хорошего не следует ожидать, окружающие быстро поймут кто слабое звено.

Игнорирование проблемы

Когда ребёнка обидели, хочется его пожалеть, приласкать. Оно и понятно. Нормальное желание любого родителя. Но не стоит забывать, что на этом стоит остановиться. Утешить утешили, а о проблеме забыли?! Нет, это неправильная тактика. Надо позаботиться ещё о том, откуда растут ноги у конфликта и подумать, как можно его решить. Лучше объяснить ребёнку, что ситуацию надо решать и думать над ней, а не утирать его сопли.

Вывод

Итак, что же может сделать родитель, чтобы его ребёнок стал изгоем. Вот причины:

  • Заниженная самооценка — путь к издёвкам. Так же, как и завышенная.
  • Гиперопека может сделать из чада маминого сыночка или дочку.
  • Нельзя прямо влиять на конфликт своего ребёнка и рьяно его защищать. Ставить агрессора на место нужно другими способами.
  • Нельзя заставить помириться детей. Это путь в обратном направлении.
  • Игнорировать проблемы ребёнка нельзя по причине утраты его доверия к родителям.
  • Агрессора не стоит подкупать.
  • Обвинять ребёнка в том, что он и его поведение причина издёвок не стоит.
  • Всегда заботьтесь о внешнем виде своего чада.
  • Не стоит концентрироваться на утешение . Лучше помочь найти выход из сложившейся ситуации.
  • Не желательно, чтобы ребёнок отвечал агрессией на агрессию.
Читайте также:
Крия йога — что это такое, её основные особенности

Что делать родителям, у которых ребёнок «белая ворона» в школе

Вместе с психологом «Домашней школы Фоксфорда» разберёмся, кто может стать изгоем, как родителям понять, что их ребёнка обижают, и как правильно выйти из этой ситуации.

Елена Петрусенко

Практикующий социальный психолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми-изгоями и агрессорами.

«Белой вороной» может стать кто угодно: чем больше ребёнок не похож на остальных, тем выше вероятность, что другие дети с ним не подружатся или вовсе станут над ним издеваться.

Но одно дело, когда ребёнок не может найти друзей, и к нему относятся нейтрально, и другое дело — когда его травят. Буллинг, или травля, бывает разных видов. Если кого-то бойкотируют, исключают из группы, обзывают, прячут вещи, распространяют о ком-то неприятные слухи — это всё травля.

Обычно в ситуации травли социальные роли распределяются так:

  • жертва — тот, над кем издеваются;
  • зачинщики, обидчики — те, кто издевается;
  • преследователи — те, кто подчиняются зачинщикам и, возможно, выполняют всю «чёрную работу»;
  • наблюдатели — те, кто не хочет участвовать в конфликте;
  • защитники — самая редкая категория: те, кто заступаются за жертв.

Почему ребёнок становится в школе изгоем

Мы рассмотрели семь основных причин, из-за которых над ребёнком могут издеваться в школе.

Причина 1. Нестандартная внешность

Разноцветные волосы, очки, пирсинг, короткие волосы у девочки или длинные у мальчика — всё это может стать факторами агрессивного поведения со стороны одноклассников.

Причина 2. Проблемы физического плана

Заикание, энурез, нестандартная фигура, слуховой аппарат — если ребёнок чем-то отличается от других, велика вероятность насмешек.

Причина 3. Неумение за себя постоять

Легче издеваться над ребёнком, который не может в ответ сказать ни слова, который проглатывает обиду.

Причина 4. Чрезмерная опека со стороны родителей

Про такого ребёнка можно услышать «маменькин сынок», что и становится поводом для насмешек. Обидчики уверены, что такой одноклассник сам не сможет себя защитить, как и в предыдущем пункте.

Причина 5. Собственные интересы

Если ребёнка что-то отличает от большинства, его записывают в изгои. Дети не могут принять разность интересов.

Причина 6. Отличник в старших классах и двоечник в младших

В началке почётно хорошо учиться, а в средних и старших классах отличники превращаются в «выскочек». Снова выделение из толпы.

Причина 7. Частые пропуски школы

Когда ребёнок редко находится в коллективе, и его интересы перестают совпадать с общими.

Получается, что все причины можно свести к тому, что ребёнком-изгоем становится тот, кто «не такой, как все» или просто не в состоянии за себя постоять.

Как понять родителям, что ребёнок стал изгоем

Есть несколько симптомов, которые могут указывать на то, что у ребёнка проблемы в школе:

  • не хочет ходить на учёбу, даже если справляется со всеми домашними заданиями;
  • ничего не говорит об одноклассниках и не рассказывает о друзьях;
  • не делится тем, как прошёл день;
  • теряется, кому написать, чтобы узнать домашнее задание;
  • никого не приглашает на день рождения и сам ни к кому не ходит;
  • просит оставить его дома под предлогом болезни или действительно часто болеет;
  • возвращается из школы нервным или сильно расстроенным;
  • приносит домой испорченные вещи, а что-то вообще пропадает.

Эти симптомы могут указывать не только на изгойство, но и на конфликт с учителями или одноклассниками.

Если ребёнок встаёт в позицию защитника жертвы, он тоже может подвергаться нападкам со стороны обидчиков и преследователей. Поэтому важно время помочь.

Что делать, если ребёнок стал изгоем в классе

В соответствии с Конституцией РФ, достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Если ребёнку в школе плохо — нужно срочно принять педагогические и юридические меры. Следуйте алгоритму, который рекомендует психолог домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Елена Петрусенко и юристы портала Травли.Нет.

Прочтите устав школы. Там может быть информация, как действовать. Если у школы есть правила для решения таких ситуаций, но правила не исполняются, вы сможете пожаловаться конкретно на это.

Напишите письменное заявление на имя директора. Зафиксируйте все факты травли, опишите ситуацию.

Поговорите с педагогом и школьным психологом, если он имеется. Ведите беседу в ключе «у нас сложная ситуация, давайте придумаем, что можно сделать». Не обвиняйте, а предлагайте совместно разобраться в проблеме. Записывайте результаты обсуждения: например, конкретные предложенные шаги и обозначенные сроки.

Предложите создать согласительную комиссию, если таковой нет в школе. По закону разрешено создавать такие комиссии. Туда могут входить родители, администрация школы, сами ученики, специальные медиаторы — третьи лица, которые профессионально занимаются решением конфликтов.

Цель комиссии — провести собрание, чтобы разобрать конфликт и помочь урегулировать ситуацию в классе. Найти медиатора помогают специальные организации, которые занимаются созданием безопасной среды в школах — например, АНО БО «Журавлик». Сообщить о вашем желании привлечь медиатора можно ещё на этапе письменного заявления.

Переходите к юридическим методам, если беседы не подействовали. Напишите заявление в Управление образования вашего города или области, Рособрнадзор или Уполномоченному по правам ребёнка в вашем регионе. Чиновники обязаны реагировать на обращения в течение 30 дней. После обращения могут возбудить проверку. Если выяснится, что учителя не способствовали урегулированию конфликта, их ждёт административная ответственность.

Читайте также:
Даосские женские практики

Если школа не защищает ребёнка, родители также имеют право подать административный иск в суд. Школе грозит денежный штраф за нарушение прав человеческого достоинства и отсутствие защиты от физического насилия.

Привлеките внимание общественности. Опубликуйте посты в соцсетях, попросите всех знакомых о репосте, закиньте информацию в группы, обратитесь к некоммерческим организациям, которые занимаются вопросами травли.

Обязательно найдите ребёнку хорошего психолога и будьте рядом на протяжении всего процесса. Это важный пункт — пусть ребёнок почувствует, что с родителями он всегда в безопасности и под защитой.

Альтернативный вариант решения проблемы, если вы не хотите оставаться в школе, — перевести ребёнка на домашнее обучение. В России это законно — можно получать то же самое образование на дому.

В «Домашней школе Фоксфорда» дети учатся в онлайн-классах, вместе посещают дополнительные курсы и учатся выстраивать дружеские отношения. Если возникнет конфликт, на помощь придут персональные наставники. В нашей онлайн-школе есть психолог — ребёнок всегда может записаться на консультацию и обсудить своё эмоциональное состояние.

Ребенок-изгой в коллективе: что делать родителям и как помочь ребенку

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок был счастлив и нашел свое место среди сверстников. Одним из самых важных периодов в жизни любого ребенка является время, посвященное школьному образованию. В этот период ребенок не только получает необходимые знания, но и учится общению с окружающими людьми, окончательно формирует свой характер и учится социальной адаптации.

Редко кто допускает мысль, что ребенка могут не принять в школьном коллективе или, что гораздо страшнее, начать его травить.

Если вовремя не заметить, что ребенок стал изгоем и не принять меры, то его жизнь может превратиться в кромешный ад. Но как понять, что твоего ребенка не приняли одноклассники? Как пережить неприятие сверстников и как родители могут помочь?

Признаки того, что у ребенка проблемы в коллективе

Что значит быть изгоем в школьном коллективе? Ребенок может быть яркой личностью, оригинально одеваться, учиться как плохо, так и хорошо, отличаться внешне от своих одноклассников, может дружить с не самыми популярными детьми. В общем, изгоем принято считать ребенка, чьи особенности не признают окружающие ровесники.

Признаками того, что ребенка не принимают в коллективе, могут выступить следующие моменты:

  • Игнорирование. Ребенка начинают игнорировать одноклассники, он, по сути, находится в социальном вакууме. Даже если он пытается приложить усилия, чтобы с кем-нибудь подружиться, его попытки не имеют успеха.
  • Дистанцирование. Коллектив отстраняет изгоя от каких-либо общих дел, внеклассных занятий или игр.
  • Унижение. Ребенок-изгой чаще всего становится объектом насмешек и травли. Его обзывают, бьют, над ним насмехаются, за его спиной постоянно говорят гадости.

Зачастую изгоем в классе становится тот ребенок, который не способен дать отпор в случае нападок, он сам начинает считать себя хуже, чем остальные. Он начинает искать в себе недостатки и обязательно находит их, даже если на самом деле их нет. В какой-то степени можно сказать, что группа одноклассников своими действиями и отношением отображает мнение ребенка о самом себе.

Изгоя можно назвать «вещью в себе», поскольку его отличает полная сфокусированность на себе, замкнутость, сосредоточенность на мелочах и нежелание прощать обидчиков. Если у такого ребенка есть друг, то он будет относиться к нему с уважением и теплотой, всегда поддержит и поможет, но всех остальных будет воспринимать как потенциальную угрозу.

Виды нарушений в поведении ребенка-изгоя

Дети, столкнувшиеся со школьной травлей, чаще всего становятся несчастливыми обладателями различных девиаций. Негативное отношение со стороны одноклассников способно нанести серьезный вред психика ребенка, поскольку из-за постоянного преследования и травли они практически никогда не выходят из угнетенного состояния.

Часто школьные изгои способны на следующие нарушения в поведении:

  • Воровство. Ребенок начинает воровать для того, чтобы купить себе что-то и тем самым переключиться на более позитивные ощущения. У него может не быть нужды именно в воровстве, потому что родители регулярно снабжают его карманными деньгами. Суть в том, что при воровстве ребенок ощущает мощный выброс адреналина и доказывает сам себе, что он способен на что-то. Если же ребенок пытается купить что-то для других, то таким образом он стремится расположить другого ребенка к себе.
  • Обман. Такие дети часто врут, причем не только родителям, но и одноклассникам. Они рассказывают придуманные истории, с помощью которых пытаются произвести впечатление на окружающих. Чаще всего, они рассказывают истории, способные вызвать зависть у других детей. Например, отец получил новую должность, и он теперь большой начальник. Но чаще всего, спустя какое-то время, обманщика выводят на чистую воду и тогда его репутация падает еще ниже.
  • Попытки суицида. Ребенок, постоянно подвергающийся травле, не может справиться с состоянием постоянной депрессии. Побои, издевательства, игнорирование, насмешки – все это ведет к тому, что ребенок начинает задумываться о самоубийстве, как единственном выходе из ситуации. Поэтому родителям следует очень внимательно следить за поведением и настроением ребенка и не надеяться на то, что у него просто плохое настроение, которое пройдет само по себе. В противном случае, может быть поздно.
  • Ненависть и разбой. Когда школьник постоянно сталкивается с унижениями и пренебрежением со стороны сверстников, то первой эмоцией, которую он испытывает, становится обида. Со временем обида переходит в растерянность, непонимание, грусть, злость и постепенно трансформируется в жгучую ненависть. Ребенок фантазирует о том, как однажды сможет отомстить своим обидчикам. Он находится в пограничном состоянии и порой бывает достаточно одного неразумного поступка, совершенного одноклассниками, чтобы переступить черту. Ребенок может просто сорваться и учинить расправу над главным обидчиком.
Читайте также:
Как отработать карму и улучшить свою жизнь

Роли ребенка изгоя в школе, в классе

Характер и личность ребенка закладываются именно родителями и поэтому, если они стали замечать, что ребенка отвергает школьный коллектив, то им следует проанализировать первичные установки своей воспитательной методики.

Возможно, причина негативного отношения со стороны одноклассников кроется именно в том, что родители сами заложили в ребенка деструктивную модель поведения, которую он впоследствии перенес и в школьный коллектив.

Психологи выделили несколько самых распространенных ролей изгоев в группе одноклассников:

  • Шестерка. Ребенок, привыкший в семье наблюдать за тем, что один из родителей постоянно показывает жертвенное поведение, начинает воспринимать его как норму. Для него модель поведения «чужие интересы важнее моих» становится единственно верной, и он упорно ей следует, надеясь тем самым привлечь к себе внимание окружающих и доказать свою полезность. Только в итоге все выходит с точностью наоборот. Сверстники не испытывают уважения к «подлизе», он вызывает лишь глухое раздражение и неприятие.
  • Заучка. В разных семьях существуют различные модели поведения. Некоторые родители стараются воспитывать ребенка как равного себе в надежде вырастить из него уверенную в себе целеустремленную личность. Другие же родители приучают свое чадо к тому, что его похвалят только если он будет аккуратно себя вести, тихо говорить, учиться на одни пятерки. Ребенок привыкает к тому, что он должен обязательно выполнить какое-то задание, чтобы в результате получить признание в ответ. Такие дети чаще всего становятся доносчиками, «ботаниками», желающими выслужиться перед взрослыми.
  • Тихоня. В некоторых семьях принято доминирование одного родителя над другим, чаще всего в роли авторитарного тирана выступает отец. В такой семье у матери второстепенная роль, между родителями нет равноправного партнерства. Женщина не решается оспаривать мнение или требования своего супруга, а в случае конфликтной ситуации она всегда соглашается со своей виной. Ребенок в такой семье вообще находится в самом низу иерархической лестницы. Зато первым, что он усваивает с детства, является принцип «не хочешь проблем — молчи». В результате, когда он приходит в школу, то отличается замкнутостью, стеснительностью и нерешительностью. Если кто-то решает над ним подшутить, то он никогда не даст отпор. Дети порой бывают достаточно жестоки, этакие маленькие хищники, стоит им только почувствовать, что рядом находится бессловесный тихоня, то он сразу же становится объектом травли.
  • Козел отпущения. В некоторых семьях в случае конфликта неким буфером или громоотводом выступает именно ребенок. Вечно раздраженные родители срываются на нем, обижают его и упрекают в чем-либо. В итоге ребенок привыкает быть вечно «крайним». Эту его особенность достаточно быстро распознают одноклассники и в итоге ребенок становится «козлом отпущения» еще и в школе.
  • Агрессор. Если ребенок с детства сталкивается с плохим отношением со стороны родителей, то он ожесточается и начинает учиться давать отпор. В результате у него формируется модель поведения «обидели – надо отомстить». Сталкиваясь с неприятием в школьном коллективе, ребенок реализует именно эту модель и взаимодействие с одноклассниками обретает некую цикличность: пытались толкнуть – толкнул в ответ, обозвали – обозвал еще хуже и т.п. В итоге ребенок становится изгоем, с ним никто не хочет контактировать, считая его злобным и нелюдимым.

Что делать, если ребенок стал изгоем в школе

Если вы увидели в поведении своего ребенка признаки изгоя, то не тяните и срочно примите меры. Психологи подготовили ряд советов, которые помогут снизить общую напряженность в отношениях с ребенком и начать чувствовать себя лучше:

  • Регулярные беседы и поддержка. Возьмите за правило интересоваться школьными успехами своего ребенка. Если вы стали замечать его нежелание делиться с вами новостями, то не настаивайте и не пытайтесь что-то выведать. Начните задавать наводящие вопросы, как бы между прочим вспоминать свои школьные годы и рассказывать о том с чем вы тогда сталкивались. Ваша задача – наладить доверительные отношения с ребенком, чтобы он ощущал вашу поддержку, даже если вас нет рядом.
  • Анализ конфликтных ситуаций. Если ребенок стал участником конфликта, то постарайтесь узнать, что именно послужило его причиной. Сядьте вместе с ним и постарайтесь смоделировать различные варианты как развития, так и урегулирования спорной ситуации. Попутно не лишним будет научить ребенка искать выходы из различных спорных ситуаций. Ребенок должен в перспективе уметь сам разрешать конфликтные ситуации и стараться их избегать по возможности.
  • Развитие способности смотреть на ситуацию со стороны. Объясните ребенку, какие именно ошибки в поведении привели к тому, что он стал отверженным в классе. К тому же травля в классе не доказывает ущербности изгоя, она говорит лишь о проблеме в самом коллективе.
  • Тесный контакт с учителем. Если вы стали замечать изменения в поведении своего ребенка, то обсудите их с классным руководителем. Если опасение о плохом отношении со стороны одноклассников подтвердится, то постарайтесь вместе с учителем найти способ изменения сложившейся ситуации.
  • Изучение культуры речи. Довольно-таки часто изгоями становятся дети, которые не умеют общаться со своими сверстниками. Речь не идет о том, что он должен быть непревзойденным оратором, нет, конечно. Но если его пытаются «притеснить» в коллективе, то он должен уметь давать отпор. И речь идет не о грубой физической силе, а именно о способности урегулирования конфликта с помощью простого разговора.
  • Совершенствование достоинств. У каждого человека есть свои достоинства и недостатки. К сожалению, чаще всего окружающие скорее заметят в человеке именно минусы, нежели его преимущества. Поэтому родителям стоит научить ребенка акцентировать внимание именно на своих достоинствах. Помимо прочего, не будет лишним и помощь в борьбе с недостатками. Если у ребенка проблема лишнего веса, из-за которого его обзывают, то запишите его в спортивную секцию и обратитесь за консультацией к врачу.
  • Новые увлечения и интересы. Если у ребенка никак не складываются отношения с одноклассниками, то можно найти альтернативу. Предложите ребенку посещать какую-нибудь секцию или кружок. Там он сможет не только уделить время любимому занятию, но и найти новых друзей.
  • Смена школы. Если пребывание в школьном коллективе приносит ребенку настоящие страдания и нет способов, которые могли бы помочь и изменить ситуацию, то лучшим вариантом будет перевод ребенка в другую школу.
Читайте также:
Почему на Новый год ставят ёлку: рассмотрим детально

Ребенок-изгой: признаки и способы устранения проблемы (часть вторая)

Регулярные насмехательства со стороны сверстников приносят большой вред и нарушают здоровое развитие детской личности. Впоследствии такие люди страдают различными психологическими проблемами, которые мешают им строить гармоничные отношения с окружающими: коллегами по работе, противоположным полом, друзьями.

Как понять, что ребенок изгой

Изгои, в большинстве случаев, выбираются еще в начальной школе, и, если в ситуацию не вмешиваются взрослые, ребенок продолжает занимать эту позицию весь период обучения в школе. Чтобы этого не произошло, родители должны внимательно наблюдать за детским поведением и вовремя предпринимать соответствующие меры.

Признаки того, что ребенок занимает позиции изгоя:

  • У ребенка резко ухудшается настроение, когда речь заходит о школе, одноклассниках;
  • Со школы такие дети часто возвращаются в подавленном состоянии, расстроены, могут быть озлоблены;
  • Часто без очевидных причин ребенок может расстроиться или начать плакать;
  • Он редко рассказывает истории, которые произошли с ним в школе;
  • Ребенок сильно радуется при наступлении каникул или когда он заболел, так как отпадает необходимость посещать школу;
  • Когда возникает надобность связаться с коллегами по учебе (например, узнать домашнее задание), он делает это с неохотой или же совсем отказывается от таких действий;
  • К ребенку редко приходят друзья, и он сам нечасто ходит в гости;
  • У него могут пропадать личные вещи или школьные принадлежности и на вопросы родителей об обстоятельствах пропажи ребенок отвечает уклончиво;
  • Ссадины, царапины и синяки, которые скрываются от взрослых, также могут быть признаком того, что ребенок является изгоем.

Будьте внимательны к своему чаду, даже если вы наблюдаете один-два из вышеперечисленных моментов, то стоит разобраться в причинах. Обозначенные особенности поведения и настроения ребенка могут указывать не только на то, что ребенок не принят в коллективе, но и на то, что у него есть какие-либо психологические проблемы.

Ошибки, которые часто допускают родители

Узнав о том, что ребенок не пользуется популярностью и подвергается нападкам со стороны сверстников, родители, как правило, впадают в одну из двух возможных крайностей.

В первом случае взрослые объявляют ребенка жертвой и начинают вести активную борьбу с обидчиками и их родителями, учителями. В случае если причиной неприятия ребенка коллективом является его склонность к агрессии, плохие привычки или какие-нибудь отклонения в поведении – ситуация только усугубляется. Ребенок, опираясь на поддержку семьи, начинает вести себя более безнаказанно и в итоге от его поведения страдают сами родители. Иногда, чтобы решить проблему, аутсайдера переводят в другое учебное заведение, но в большинстве случаев, ситуация повторяется заново.

Вторая крайность – когда родители начинают обвинять в происходящем самого ребенка, мотивируя это тем, что раз его обижают, значит, есть за что. Оставаясь наедине со своими проблемами, такие дети становятся еще более замкнутыми и неуверенными в себе. Если на ранних сроках у такого ребенка не наблюдается склонность к агрессии, впоследствии могут появляться вспышки жестокости и проявления озлобленности по отношению к сверстникам, учителям и даже родителям.

Как правильно реагировать на ситуацию

Определив, что у ребенка существуют большие проблемы в общении со сверстниками, родители должны быть готовы к тому, что действовать необходимо по следующим направлениям:

  • Оказание поддержки ребенку;
  • Помощь в установлении контактов со сверстниками;
  • Взаимодействие с психологом или другим детским специалистом;
  • Обращение в школу и к родителям детей, которые устраивают травлю.

Оказание поддержки ребенку

В случаях, когда ситуация зашла далеко и ребенок подвергся сильному моральному или физическому давлению, его необходимо на время отстранить от обидчиков. Важно дать время пережить полученную травму, поэтому в некоторых ситуациях целесообразно на несколько дней отказаться от посещения учебного учреждения.

Если есть малейшее подозрение, что речь идет о травле – постоянном и целенаправленном унижении одного ребенка другими – необходимы защита и вмешательство взрослых, при чем, как можно быстрее. Маленький человечек порой просто не в силах противостоять сплоченной группе, нет у него для этого ни знаний, ни ресурсов, ни рычагов влияния. Полученная психологическая травма может оказать влияние на всю жизнь, «сломать» личность.

При этом родители должны постараться по душам поговорить с ребенком и узнать истинные причины произошедшего. Если он не настроен на диалог, не следует настаивать, но впоследствии нужно вернуться к разговору. Взрослые должны показать, что они настроены помочь, но для этого им необходимо знать полную картину. При этом не стоит высказывать по отношению к обидчикам оскорбления или угрожать им. Ребенок должен понимать, с одной стороны, что все ситуации могут быть решены мирным путем; а с другой – быть уверенным в том, что вы при необходимости готовы его защитить.

Поддержка ребенка также заключается в том, чтобы родители по возможности устранили факторы, которые могут быть причиной насмешек. Следует всегда следить за чистотой тела и детской одежды, параллельно приучая ребенка к опрятности и аккуратности. Если в школе существуют определенные требования к внешнему виду или форме одежде, следует стараться соблюдать их.

Читайте также:
Как в эзотерике узнать свой характер и судьбу по дате рождения

Помощь в установлении контактов со сверстниками

Для того чтобы помочь ребенку найти общий язык с одноклассниками, необходимо увеличить его круг общения. Один из таких способов – почаще водить свое чадо на различные выставки, концерты и другие мероприятия, которые посещают его сверстники. Знакомство с новыми людьми положительно сказывается на детских коммуникативных навыках.

Также полезными могут быть следующие рекомендации:

  • Приглашайте в гости одноклассников (но только посоветовавшись с ребенком);
  • Поддерживайте ребенка, если он хочет посещать различные поездки или другие мероприятия, которые устраиваются в школе;
  • Не забирайте ребенка из школы сразу после окончания учебы, если после уроков проводятся какие-нибудь факультативные занятия;
  • Если чадо отказывается посещать школьные кружки, запишите его в какую-нибудь городскую секцию, в соответствии с его интересами.

Взаимодействие с психологом или другим детским специалистом

Как было сказано в первой части статьи, дети, которые подвергаются нападкам со стороны сверстников, нередко обладают некоторыми психологическими особенностями. Кроме качеств, которые выступают в роли причины непопулярности (замкнутость, неумение общаться), некоторые нарушения могут развиваться как следствие конфликтов, которые переживает ребенок. Так, по причине частых насмешек, ребенок может стать более агрессивным, даже если раньше у него такой склонности не наблюдалось.

Поэтому родителям, которые выявили тот факт, что их чадо занимает позицию изгоя, рекомендуется обратиться к психологу. С помощью длительной работы со специалистом ребенок:

  • повысит собственную самооценку,
  • сможет научиться избегать или решать при необходимости конфликтные ситуации,
  • будет отстаивать себя и свои интересы приемлемыми способами,
  • станет выражать свои эмоции (злость, недовольство, тревогу) так, чтобы это было понятно другой стороной и принималось сверстниками,
  • научится просить поддержки и помощи как у ровесников, так и у взрослых, когда необходимо получить совет или защиту.

Также психолог может предоставить рекомендации родителям, благодаря которым они смогут оказывать ребенку компетентную помощь и поддержку.

Все это поможет изменить ребенку свое общение с другими в детском коллективе и выйти из позиции изгоя.

Обращение в школу и к родителям детей, которые устраивают травлю

Если родители выявили, что их ребенка обижают в школе, не следует приходить и прилюдно разбираться с обидчиками. К мотивам, из-за которых он стал изгоем, добавиться еще один – чрезмерная опека со стороны взрослых. Поэтому оптимальным вариантом является беседа с учителем. Если педагог в курсе ситуации, он сможет поделиться своими наблюдениями, так как иногда дети освещают картину не полностью. Если учитель не знает о том, что ребенок регулярно подвергается насмешкам, следует ввести его в курс дела и попросить принимать соответствующие меры.

Часто непопулярность ребенка инициируется лидером детского коллектива, которого поддерживают другие дети. В таких случаях можно поговорить с родителями зачинщика, для того, чтобы они предприняли соответствующие меры.

Ребенок, который занимает позицию изгоя – это проблема, к решению которой следует подходить всесторонне, вовлекая как обидчиков, так и того, кто занимает позицию жертвы. Только совместное участие родителей, учителя и детского психолога позволит быстро исправить ситуацию и зажить ребенку спокойной и счастливой жизнью.

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55 , написав в Whatsapp или , или заполнив форму ниже.

Консультация психолога онлайн
Индивидуальная консультация психолога / психотерапевта
Семейный психолог: консультации
Консультация сексолога /
сексопатолога
Детский и подростковый психолог: диагностика и консультации
Коучинг (лайф коучинг)
Логопед для взрослых
Логопед для ребенка
Психологическая диагностика
Профориентация для подростков и взрослых
Работа в Fidem

Наша группа ВКонтакте

Наша группа в Facebook

Fidem в Instagram

Санкт-Петербург,
наб. реки Фонтанки, 92Б
Карта проезда

10 ошибок родителей, из-за которых у детей появляется отвращение к школе

Дети, как никто другой, доверяют словам взрослых. У них пока нет критического мышления, они не знают, как реагировать на действительность. Все свои познания об окружающем мире они берут от родителей, бабушек, дедушек и т.д. Поэтому на нас лежит большая ответственность.

Именно родители формируют отношение ребенка к школе. Позже, когда он освоится среди одноклассников, он сможет сам решить, нравится ему школа или нет. Но огромную роль играет и тот настрой, который передали ему родители.

Не важно, любили вы в детстве школу или ненавидели, важно сделать так, чтобы вашему ребенку там понравилось. Ему ходить туда ближайшие 9-11 лет, и будет здорово, если эти годы, запомнятся ему, как лучшие. А для этого важно сформировать правильное отношение к школе.

Часто именно наши негативные высказывания, которым дети верят, помогают вызвать ненависть ко всей школьной системе, в том числе и учителям.

10. Никогда не говорите ничего плохого о школе


Отношение к ней у ребенка формируется задолго до того, как он переступит порог школы. Старайтесь не испортить его первое впечатление.

Даже если ваши воспоминания о школе не такие радужные, как хотелось бы, у ребенка все может сложиться по-другому. У него свой класс, свои учителя, даже эпоха, время свое, поэтому не стоит сравнивать.

Если вы хотите, чтобы ему было комфортно, постарайтесь не высказываться о школе в негативном ключе. И это касается не только воспоминаний.

После 1 сентября вас может что-то возмущать в школьной системе. Никогда не говорите об этом при ребенке. Нельзя подрывать авторитет школы и учителей в его глазах, а иначе как вы будете требовать, чтобы он подчинялся правилам? Старайтесь говорить о них только хорошие вещи.

Ваше детство и юность, хотите вы этого или нет, были связаны со школой, т.е. у вас должны были остаться хорошие воспоминания. Об этом и стоит рассказать ребенку. Вспомните, как вы играли на переменках, как все вместе ходили в музеи, вспомните смешные случаи, покажите ребенку свои старые альбомы. Позитивное отношение поможет ему быстрее освоиться в школе и самому подружиться с ребятами.

Читайте также:
Можно ли простить измену и как это сделать правильно

9. Нельзя при детях критиковать учителя


Сейчас у каждого родителя есть возможность выбрать школу для ребенка. Не обязательно идти учиться по прописке. Если вы осознанно пришли в эту школу, в этот класс, какой смысл возмущаться? Выбрали бы тогда другую школу и другого педагога.

Если возникли проблемы, недопонимания, их нужно решать. Но мирным путем, разговорами, не подрывая авторитета учителя. Если вы считаете, что он некомпетентен, нельзя это высказывать, особенно в присутствии ребенка. Вы об этом забудете, а он – нет, а ему еще несколько лет ходить в этот класс и получать знания.

Как он сможет нормально учиться, уважительно относиться к учителю, если уверен, что перед ним плохой педагог? А ведь именно в начальных классах закладывается фундамент образования, без умения хорошо читать и считать ребенок не сможет хорошо учиться.

8. Не стоит злиться, если ребенку задали домашние задания


Детям бывает сложно адаптироваться к школе. Поэтому в первый год обучения им не ставят оценки, задают минимум домашних заданий. Но если ваш педагог посчитала, что ребята должны заниматься и после уроков, не стоит с этим спорить.

Опытные учителя знают, сколько уроков можно задавать детям. К тому же они не могут отклоняться от школьной программы. Если вам она не нравится, кажется слишком сложной, нужно было позаботиться об этом заранее, выбрать другую школу.

Никто не хочет перегружать детей, таких целей не может быть ни у учителей, ни у директора школы. Не стоит настраивать ребенка и подначивать его не делать домашние задания, т.к. это затруднит его социализацию.

7. Нельзя требовать особого отношения к своему ребенку


Это для вас он особенный, самый лучший и самый умный. Но у учителя не должно быть любимчиков. Сколько бы в классе не было детей, он обязан уделять время каждому.

Никогда не требуйте, чтобы вашего ребенка хвалили, постоянно спрашивали и выделяли. Помните, что ничем хорошим это не закончится.

Вы занимаетесь с детьми, чтобы сделать их умнее, чтобы развивать и расширять их кругозор, а не ради похвалы других людей или отметок.

6. Нельзя перегружать ребенка


Первый год обучения для ребенка очень важен. Происходит адаптация, он привыкает к школе, новым друзьям, учителю. В это время очень важно, чтобы он почувствовал себя хорошо в новом окружении.

Но иногда именно родители мешают это сделать. Они записывают его во множество разных кружков. В результате ребенок постоянно ходит уставшим, не высыпается, начинает отставать по школьной программе.

Если вы видите, что он не успевает, ваша задача – снизить нагрузку. У ребенка должно быть счастливое детство с играми, прогулками на свежем воздухе. Кружки тоже нужны, но так, чтобы эти занятия доставляли удовольствие, а не перегружали его.

5. Не стоит выбирать «сильную» школу, если ребенку там некомфортно


Конечно, все мы хотели бы вырастить умных, успешных детей. Но у всех свои способности. Кто-то хорошо разбирается в математике, поэтому есть смысл отдать его в соответствующую школу. Кто-то любит петь или танцевать, желательно развивать его в этом направлении, а не мучить формулами и теоремами.

Школа не должна быть «престижной», школа должна соответствовать ребенку, ему в ней должно быть комфортно, так, чтобы он мог развиваться, учиться с удовольствием, а не из-под палки.

4. Родителям не стоит «зацикливаться» на выполнении уроков


Нередко можно услышать недовольные высказывания родителей о том, что их дети не хотят делать уроки. Но, если задуматься, ничего удивительного в этом нет. А кто хочет делать скучную или нудную работу? Поэтому такое поведение ребенка естественно.

Не стоит его ругать и попрекать за это. Тем самым вы только воспитаете ненависть к школе. Если ребенку сложно, ему нужно помочь. И поощрять самостоятельное выполнение уроков.

3. За плохую учебу ребенка нужно наказать

Отношения между родителями и детьми, где один судья, а другой – подсудимый, ничего хорошего не принесут.

Помните, что первые годы в школе для ребенка – это испытание. И в этот период дом для него должен стать неким «тылом», местом, куда можно прийти, чтобы успокоиться и отдохнуть.

Если же вы и его превращаете в место боевых действий, успеваемость это не повысит, а психику ребенку может серьезно подпортить.

2. За хорошую учебу нельзя дарить подарки или тем более, платить деньги


Тем самым вы внушаете ребенку, что все в мире продается. Все мы чему-то учимся в течение всей свой жизни. И не требуем за это деньги. Мама после работы готовит и убирается в доме, и ей никто за это не платит. Папа или бабушка бесплатно воспитывают детей, ходят по магазинам и т.д.

Мы получаем зарплату, т.к. сами согласились выполнять эту работу за деньги. А учеба – это нечто другое, это саморазвитие, которое необходимо самому ребенку.

1. Ребенок не имеет права получить плохую отметку


Есть тысячи причин, которые объясняют, почему он вдруг «скатился до троек». Может быть, он не понял какую-то тему, может, проболел долгое время и отстал от одноклассников, может устал или влюбился.

Причин может быть множество. Важно понять своего малыша, помочь ему, т.к. дети пока одиноки, слабы и беззащитны, и только от нас зависит, сможем ли мы подарить им счастливое детство.

Психолог рассказала, как помочь первокласснику не стать изгоем в школе

2 сентября 2021 7:00

Начало школы – важная пора и для детей, и для родителей. Особенно много волнений у тех, кто только начинает свой путь. Как сложатся отношения в классе? Будет ли ребенок успевать в учебе? Найдет ли новых друзей? О том, какие есть тонкости в построении отношений между ребятами в начальной школе, kp.ru рассказала кандидат психологических наук, заведующая кафедрой теоретических основ социальной психологии МГППУ Ольга Крушельницкая.

Читайте также:
Интересные идеи: что подарить своему парню на новый год

Первоклассники обычно все – «новенькие». Они еще не знают друг друга, не успели начать что-то делать вместе. Редко в классе оказываются ребята, которые дружили еще до школы. На этом этапе отношения – только эмоциональные, а самое важное для детей – воспринимать ту информацию и впечатления, которые они получают в школе. Кто-то им кажется более симпатичным, кто-то – менее.

– В первом классе на основе симпатии складываются приятельские отношения между двумя-тремя, а может и большим количеством одноклассниками. Появляется объединяющее чувство «мы» в своей микрогруппе более симпатичных друг другу ребят. В первые несколько недель школьной жизни становится ясно, что какие-то дети больше нравятся одноклассникам. Их начинают воспринимать как лидеров, чьи слова и дела влияют на остальных и служат примером для подражания, – говорит Ольга Крушельницкая.

На то, кто может стать лидером, а кто – окажется «в стороне» класса, в роли «аутсайдера» помимо просто симпатии влияют и личностные особенности детей.

– Аутсайдерами больше других рискуют стать дети, отстающие в учебе, замкнутые, не умеющие адекватно общаться, со сниженной или завышенной самооценкой, агрессивные, высокотревожные, неопрятные. Большое значение имеет то, как ребенок умеет общаться и проявлять себя. Лидирующие позиции достаются общительным, дружелюбным и интеллектуально продвинутым детям, – считает психолог.

Большую роль в том, какое социальное устройство сложится в классе, в младшей школе играет учитель. У него есть возможности для регулирования взаимоотношений между одноклассниками.

– Высказывая одобрение ребенку, особенно первокласснику, учитель фактически «назначает» его лидером. Разумеется, если одобрение справедливо, с точки зрения детей, – говорит Ольга Крушельницкая. – В первые школьные годы ребенок активно стремится стать «настоящим школьником», адаптируется к своей социальной роли и к новым отношениям со сверстниками и взрослыми. В этом ему помогает учитель – источник важнейших «школьных» знаний, который организует ведущую для развития ребенка этого возраста учебную деятельность. И во вторую очередь ребенок 6 – 7 лет ориентируется на лидеров – наиболее популярных одноклассников. Какой-то жесткой иерархии, по типу дедовщины, в обычной общеобразовательной школе, как правило, нет. Но лидеры и аутсайдеры чаще всего есть.

ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЮ, ЧТОБЫ РЕБЕНОК НЕ СТАЛ «ИЗГОЕМ» В КЛАССЕ

Чтобы первоклассник гармонично вошел в школьную жизнь, важно развивать в нем навыки саморегуляции, то есть умение справляться с сильными эмоциями в соответствии с ситуацией. Как это можно сделать?

1. Спрашивайте, что было в школе интересно, что давалось сложно. Помните, что все, что ребенок вам рассказывает, важно! Чем дольше беседуете, размышляете с ребенком о школьной жизни, тем лучше. Не обрывайте разговор однозначными решениями – разбирайтесь в ситуации вместе. В одних случаях ребенок сможет решить, с вашей помощью, ситуацию самостоятельно, а в других может потребоваться вмешательство взрослых.

2. Отправляя ребенка в первый класс, родителям стоит сформировать у него позитивный образ школы, того места, где он узнает много интересного и полезного, научится важным вещам. Будут красивые учебники и тетради, настоящая школьная форма и вообще – быть учеником почетно! В школе приобретают знания и учатся дружить.

3. Не стоит выражать сомнение в личности учителя или школы в целом – это только повысит тревожность ребенка, ослабит его личность. Подрыв доверия к школе ведет к неуспешности в учебе и взаимоотношениях.

4. Ребенок пошел в школу? Родители гордятся своим первоклассником, им интересно все, что связано со школой, – вот это и создает задел для его успехов. Беседовать с ребенком нужно не только об уроках и заданиях, но и о дружбе, об одноклассниках. Если родители всегда «на связи», действительно готовы поддержать ребенка и помочь ему, если будут затруднения, то это большой шаг к тому, чтобы первоклашка и учился хорошо, и со сверстниками общался без проблем. Иначе – растет тревожность, недоверие к школе и всему, что с ней связано, а это – плохая основа для хороших отношений.

5. Научите ребенка отвечать на неприятные действия одноклассников неагрессивно, нейтрально или с юмором. Например, на обидную кличку чаще всего не стоит реагировать. «Нападающий» поймет, что потроллить не удалось, и отстанет. Можно «вернуть» оскорбление: «Кто так обзывается, тот сам так называется»; «Приятно познакомиться, а меня Саша зовут». Или дать понять однокласснику, что тот сам себе вредит: «Что-то мне не хочется дружить с тобой».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

ЕГЭ “перетряхнули”, контрольные ограничили: что изменится в школах с 1 сентября

Мы изучили рекомендации Минпросвещения, Рособрнадзора и Роспотребнадзора для нового учебного года (подробности)

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО “ИД “Комсомольская правда”. ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: